Новый пакет санкций еще больше повышает «токсичность» российской экономики на мировом уровне, считает политолог Илья Гращенков.
По его мнению, ситуация становится аналогичной той, под которую попал Иран — все российские компании теперь опасные партнеры. Иранизация российской экономики может привести к ускорению ее огосударствления, предполагает Гращенков. Закрытие всех внешних рынков, вместе с политическим прессингом, должны переориентировать российское производство на внутренний рынок, что подразумевает новый виток мобилизации по типу сталинской, размышляет политолог.
Однако до иранских санкций еще довольно далеко, считает он. В ноябре 2018 года Иран отключили от международной межбанковской системы SWIFT, а затем Трамп ввел новый пакет санкций, затронувших строительный сектор и энергетику.
«В этом смысле России проще, так как вокруг страны есть множество «кротовых нор», так называемых серых зон, вроде непризнанных республик и таких буферных зон, как Белоруссия. Кроме того, рядом есть Китай и страны АТР, которые вполне могут помочь выстроить некоторые цепочки в обход американских санкций. Тот же Иран сумел выстроить параллельные отношения с Германией и Британией, так что и сметливые российские олигархи, при необходимости, смогут найти лазейки», — рассказал политолог.
Ранее экномист Максим Блант высказался о новых санкциях США. «Совершенно не уверен, что сейчас хорошее время бежать покупать доллар. Разве что есть полная уверенность в том, что до лета получится оказаться за пределами страны», — пишет он.
Экономист не исключает, что в России в обозримом будущем могут быть введены ограничения на операции с долларами. «В последнее время МИД активно муссирует тему отказа от международных платежных систем, долларов и SWIFT. ЦБ и Минфин предсказуемо против. Но кто их слушает», — размышляет Блант.
«Одним словом, доллары для тех, кто в случае резкого обострения (например, военных действий в Крыму или на Донбассе) собирается оказаться за пределами России. Для остальных — нал и, возможно, крипта», — подытожил эксперт.
Санкции США коснулись 32 юридических и физических лиц, осуществлявших, по мнению Белого дома, попытки повлиять на президентские выборы в США в 2020 г. Также с 14 июня американские финансовые институты не смогут принимать участие в первичных размещениях госдолга РФ, номинированного в рублях.