Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Кремль находится в ситуации цугцванга»: об эскалации вокруг Донбасса

Ситуация на Донбассе накаляется всё больше, Украина и РФ подтягивают военные силы к границе.

Видео, которое приходит с Украины, показывает, что сосредоточенные там контингенты просто не смогут долго находиться в бездействии, считает социолог Борис Кагарлицкий. Для их расквартирования нет необходимой инфраструктуры, на это требуются значительные средства. «Потому либо нужно отводить назад, либо пускать в дело. Тут срок ожидания — две недели максимум», — предполагает Кагарлицкий.

«Подозреваю, что на российской стороне ситуация аналогичная, но первый ход всё же должна сделать Украина, поскольку у неё и ресурсов меньше и мотивации воевать больше», — пишет он. «Кремль находится в ситуации цугцванга: если не поддержит ДНР и ЛНР, то в лучшем случае получаем карабахский сценарий с наступлением, перемирием, значительным сокращением территории самопровозглашенных государств», — считает социолог.

Также российские власти могут обвинить в том, что они не «защитили союзников». Если ВС РФ вмешаются, то это будет объявлено агрессией по отношению к соседнему государству, считает социолог. РФ сама официально придерживается позиции, что Донецк и Луганск — территория Украины, независимость республик Путин не признал. Причем тут дело не только в дипломатических проблемах и санкциях — Киев получит возможность повышать ставки и масштаб конфликта, размышляет Кагарлицкий.

По его мнению, «главный риск повышения ставок связан с Крымом». Риск, связанный с распространением конфликта на Крым, велик и для России, и для Украины, полагает Кагарлицкий. «Так что скорее всё же стороны, постреляв, сядут за стол переговоров», — считает он.

«Но есть и ещё один вариант — затяжная позиционная война. Никто не будет стремиться победить, переломить ситуацию в свою пользу. Война не до победного конца, а до конца правящих в России и на Украине режимов. Потому что это же замечательный повод ввести всевозможные запреты и ограничения, окончательно подавить и загнать в подполье оппозицию по обе стороны линии фронта, отменить выборы», — предпоалагает социолог.

Ранее по ситуации на Донбассе высказался замглавы администрации президента РФ Дмитрий Козак. В случае большой военной опасности со стороны Украины Россия заступится за жителей Донбасса, сказал он. «Если там будет, как говорит наш президент, устроена Сребреница, видимо, вынуждены будем встать на защиту», — цитирует Козака РИА «Новости». Все будет зависеть от масштабов происходящего на востоке Украины и действий Киева, отмечает замглавы президентской администрации.

«Высказывания выглядят крайне абстрактными и очень неконкретными. Желающие могут найти в них практически любые смыслы. Задачей Козака было что-то сказать, но максимально неконкретно, чтобы не повторять ошибку Путина от 14 года, когда тот сгоряча дал обещания защитить и помочь», — считает политолог Анатолий Несмиян.

В этот раз все аккуратно и многозначительно, замечает он. «Если Украина вступит в НАТО, это станет началом ее распада», «Дети со спичками», «Если там будет Сребреница, то мы, видимо, будем вынуждены...» «В общем, для подъема патриотического психоза достаточно, а вот отвечать за свои слова — «а мы ничего такого не говорили», — размышляет Несмиян.

«В определенном смысле такая абстрактная позиция и нежелание брать на себя хоть какие-то обязательства говорят пока лишь о том, что Кремль больше озабочен, как бы в случае необходимости «съехать» с темы», — предполагает политолог.

Полная версия