Москва
3 января ‘25
Пятница

Экономист предостерег от покупки новых квартир

Экономист Яков Миркин, отвечая на вопрос читательницы «МК» о том, куда вложить накопленные сбережения, отметил, что в РФ люди стягиваются в Москву, Петербург и прочие города-миллионники.

А для абсолютного большинства средних и малых поселений характерна так называемая человеческая опустыненность. И покупка недвижимости в таком месте — явно не самое лучшее решение, полагает эксперт. «Но и со столицей надо быть осторожной: квартиры здесь переоценены. Если уж покупать, то на вторичном рынке и с прицелом на дальнейшую сдачу в аренду или перепродажу», — советует Миркин. Лучше всего приобрести однокомнатную или двухкомнатную, поскольку ее легче продать.

Как вариант можно купить земельный участок, старую дачу. Спрос на них во время эпидемии сильно возрос, так как люди осознали всю ценность альтернативного жизненного пространства, возможности что-то сделать на своей земле, отмечает экономист.

Когда говорят о покупке жилья, то часто упускают важный момент — покупка квартиры в одной из столиц — это не просто жилье, это доступ к рынку труда, социальной инфраструктуре и карьерным перспективам, отмечает экономист Дмитрий Прокофьев. Люди прекрасно отдают себе отчет, что покупают не «квартиру», а «спальное место» и «шанс на будущее». Но других вариантов — нет, пишет он.

«Работа.ру» ранее опрашивала граждан РФ — куда бы они хотели переехать.51% респондентов не может (или не хочет) ехать никуда. А вот из оставшихся — 22% выбирают Москву, 14% —Санкт-Петербург, 10% —Сочи. 8% готовы ехать в Краснодар, 3% — в Калининград, Екатеринбург или Казань. По 2% рассматривают как вариант для переезда Новосибирск, Ростов-на-Дону или Нижний Новгород, а Воронеж, Самара, Владивосток, Красноярск, Волгоград, Уфу, Пермь, Хабаровск, Челябинск или Омск «собрали» по 1% респондентов.

Мотивация людей — «карьера и деньги» — так ответили 38% опрошенных. А вот из тех, кто готов ехать в столицу эта причина единственная для 75% респондентов и для 63%, желающих ехать в Петербург.

Что же касается «доступности жилья» (ипотека и т.п.) то 10 лет назад проект «Долгосрочной стратегии развития ипотечного жилищного кредитования» требовал, что доля ипотечной задолженности к ВВП должна вырасти с 7,8% в 2015-м до 21,8% в 2020-м.

Но в 2020 году задолженность по ипотеке не превышала 8% ВВП (это с учетом ипотечного бума 2020 года), отмечет Прокофьев. Косвенно это указывает, что ипотека как была «недоступной» для основной массы людей, так и осталась, ее взяли те, кто мог бы обойтись и без льгот, считает экономист.

Та же «Стратегия» предусматривала, что для «решения квартирного вопроса» в 2015 году в РФ должно вводиться не менее 144,3 млн кв. м жилой площади, в 2020 году — не менее 171,5 млн.Однако по итогам 2020 года на территории РФ ввели 80,6 млн кв. м жилья (это с ипотекой и ростом цен).

Бедность покупателей жилья раскручивает инфляционную спираль — денег у людей хватает на студию или «однушку», которые они и покупают, но со стороны застройщиков это выглядит как рост спроса на эти популярные форматы. А производитель, когда спрос растет, всегда повышает цены, отмечает экономист.

Полная версия