Политолог рассказал, что объединяет нынешний «застой» в России с брежневским
«Главное, что объединяет нынешний «застой» с брежневским— это депрессия и апатия населения»,— считает политолог Дмитрий Милин.
По его словам, сейчас, как и в то время, всякая инициатива наказуема. Нынешняя система власти в РФ, как и при Брежневе, борется со всяческой несанкционированной государством активностью. Это касается и культуры, и экономики, полагает Милин.
В итоге наблюдается стагнация в экономике, деградация в науке и технике, апатия и деградация населения страны, считает он.
Как и тогда, сейчас в стране есть очень небольшое количество «диссидентов», ведущих «личную бессмысленную и бесполезную борьбу» с системой. При этом они не способны ни возглавить сколько-нибудь массовое движение, ни выдвинуть конструктивную повестку об изменении жизни к лучшему, размышляет Милин.
Также он назвал и отличия нынешней ситуации в РФ от брежневской эпохи. Сейчас границы открыты, что привело к эмиграции за рубеж наиболее активной части населения из-за репрессий, политики властей и депрессии населения, замечает политолог. По его словам, эти потери для страны вряд ли обратимы.
При этом Милин отмечает, что эмиграция 90-х была «колбасной» — страна практически ничего не потеряла от отъезда этих людей. А сейчас уезжают за рубеж в основном ученые, инженеры, IT-специалисты и бизнесмены.
Отъезд этих людей восполнить некем, полагает политолог. Новых научить вряд ли получится, поскольку «системно разрушено школьное и вузовское образование», считает он.
Руководство страны, как и при Брежневе, волнует только личное самосохранение, ради которого оно готово пожертвовать всем, включая будущее РФ, предполагает Милин. «Вкусно есть сейчас» для всей властной верхушки важнее сохранения и развития страны«, — считает он.
По его словам, уничтожить инициативу (научную, культурную, предпринимательскую) у людей репрессиями просто, но что бы её восстановить потребуется «шоковая терапия» в духе гайдаровской. Но на фоне нынешней кадровой деградации, даже эта мера даст значительно меньший эффект, чем в 90-е, а иные методы не помогут, размышляет политолог.
По его словам, существующая сейчас система стимулирования граждан основана на том, что инициатива наказуема, а успехов можно добиться лишь встраиванием в «вертикаль власти» путем коррупции и воровства.
Общество не получится быстро переучить к тому, что все стало наоборот, когда поощряется научная, культурная, предпринимательская инициатива, а коррупция наказывается, считает политолог. «Никто — ни «новый» Путин, ни Навальный этого сделать не способны», — полагает он.