Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Нефтегазовая отрасль перестает быть опорой для экономики РФ после пандемии — Несмиян

Страны ОПЕК+ пришли к соглашению о поэтапном увеличении квот на добычу нефти.

С мая по июль она составит 1,14 млн б/сутки. На РФ из этих объемов приходится 114 000 б/сутки дополнительных объемов. Это говорит о постепенном восстановлении спроса, хотя в действительности речь идет о том, что за год был снят вопрос о нависшей над рынком огромной массе невостребованной нефти, замечает политолог Анатолий Несмиян.

По его словам, это более важный фактор, чем улучшение глобальной экономической обстановки. Пока об улучшении говорить преждевременно — в ряде стран объявлены локдауны из-за «третьей волны». Возможно, это не последняя волна ковида, предполагает политолог.

На этом фоне ковид-ограничения уже становятся обыденностью, поэтому к прежним уровням глобальная экономика может не восстановиться вовсе, или будет идти к этому очень долго.

Нефтяная отрасль РФ за 2020 год показала «катастрофические» результаты, считает Несмиян. «Роснефть» получила чистую прибыль в размере 181 млрд руб., что является падением на 77,4% относительно 2019 года, чистая прибыль «Лукойла» составила 15,2 млрд руб., снизившись на 97,6%, чистая прибыль «Татнефти» упала на 46,17%. Столь масштабные потери повышением квоты на 100 000 б/сутки не восполнить, считает Несмиян.

Вероятно, российским нефтяникам придется «решать вопросы укрупнения», что означает «передел собственности и дополнительный острейший элитный конфликт», предполагает политолог. По его мнению, иные сюжеты в ситуации таких крупных провалов, рассмотреть сложно.

В то же время нефтегазовая отрасль, составляющая опору нынешней модели российской экономики, перестает таковой быть — перед ней встает вопрос выживания, а не развития, считает Несмиян.

Ставшая неэффективной экономическая модель непременно вынудит власть или изменить ее, или она сама переформатирует режим, предполагает политолог. Режим изменится, несмотря на всяческие уловки, которые он использует для своего сохранения в неизменном виде. Но чем позже это произойдет, тем тяжелее для страны и граждан будут последствия, размышляет Несмиян.

На увеличение квот рынок нефти отреагировал ростом котировок. Brent подорожала на 3,04%, до 64,65 доллара за баррель, а WTI — на 3,6%, до 61,3 доллара за бочку.

Не исключено, что рынок забегает вперед: для движения к $66 за баррель Brent нужно подтверждение спроса, а с этим пока наблюдаются проблемы, рассказала аналитик Анна Бодрова. «Рынок не готов к увеличению предложения, похоже, что сделан опережающий шаг на фоне оптимистичного настроя участников рынка», — считает она.

Даже после роста добычи страны ОПЕК+ продолжат добывать на 5,7 млн баррелей в день меньше, чем до коронакризиса. «Соглашение продолжает поддерживать цены, а постепенный рост добычи нивелирует возможность резких скачков, когда спрос пойдет вверх», — полагает аналитик Wood Mackenzie Анн-Луиз Хиттл.

Полная версия