Москва
16 ноября ‘24
Суббота

«Продукты— не бензин»: о негативных последствиях продления заморозки цен на продовольствие

Решение о продлении фиксации потребительских цен на сахар и подсолнечное масло имеет под собой весомые основания, заявил глава МЭР Максим Решетников.

Он отметил, что существуют риски резкого скачка цен на эти продукты после 31 марта — даты, до которой соглашения, составленные в декабре между производителями, ретейлерами и кабмином, действовали изначально.По решению властей, цены сохранятся на том же уровне и после 1 апреля: сахара будет стоить по 36 р/кг для оптовиков и 46 рублей для физлиц. 1 литр подсолнечного масла будет стоить по 95 и 110 рублей соответственно. Цены на сахар зафиксировали еще на 2 месяца — до июня, а на масло — до октября.

Экономист Игорь Николаев считает, что продление заморозки было ошибочным решением: страна все больше подсаживается на административные методы регулировки цен.

Очевидно, что ситуация имеет и политическое измерение: цены на масло зафиксированы до октября, а в сентябре состоятся выборы в ГД. Экономист полагает, что существуют риски расширения практики фиксации цен. Это грозит уменьшением ассортимента товаров, а в будущем — дефицитом продуктов, считает Николаев.

Главный научный сотрудник Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Василий Узун полагает, что кабмин взвалил на себя непосильные обязательства. РФ огромна и условия жизни в ней разнообразны.

Спущенные свыше цены вряд ли могли соблюдаться по всей стране, считает он. Поэтому правительство было вынуждено пойти на компромисс: власти позволили более чем 20 субъектам РФ не придерживаться установленных цен и назначить свои.

Но это обернулось хаосом, планы нарушились, считает эксперт. Ведь на местах требовалось определять основных производителей и ритейлеров, которым предстояло договориться между собой. В результате цены и на сахар и масло в общем по России не опустились до предписанных уровней.

Также Узин заметил, что продукты — не бензин, их не три сорта, а тысячи разновидностей. «Правительство не должно обещать, что сдержит цены на все. В рыночной экономике этого еще никому не удавалось», — подытожил Узин.

Полная версия