Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

«Финансирование процессов» власти будет за счет людей» : экономист о падении расходов россиян

Поданным FinExpertiza которые приводит ТАСС, расходы граждан России в 2020 году сократились на 9% по сравнению с 2019 годом. Номинальные расходы россиян, которые ранее росли из года в год несмотря на кризисы, в 2020 году впервые упали как минимум с конца 1990-х, говорится в исследовании.

В 2020 году совокупные расходы населения сократились примерно на 2,77 трлн рублей. При снижении доходов населения на 3% (с учетом инфляции), до примерно 35400 рублей в месяц, потребительские расходы на товары и услуги снизились в три раза сильнее — на 9% с учетом инфляции. Люди тратили на приобретение товаров и услуг в среднем 26 900 рублей в месяц. В среднем сокращение составило 1680 рублей в месяц, или а 20 200 рублей за год.

Наибольшее падение потребительских расходов зафиксировали в Свердловской области. Там они понизились с учетом инфляции на 13,7%, до 29 700 рублей в месяц на человека. В Москве падение составило 13,2%, до 50 300 рублей, в Дагестане — на 12,1% до 22500 рублей, в Калининградской области — на 11,3% до 22 200 рублей.

Все эти данные — «средняя температура по больнице», но они свидетельсвуют о некоторых важных вещах, считает экономист Дмитрий Прокофьев. Наблюдается большая разница в уровне потребления столицы и регионов, которая никуда не делась и не денется, замечает экономист.

Во-вторых, средний россиянин формально живет на $350- $370. То есть никакому малому сервисному бизнесу, особенно в регионах жить не на что, размышляет Прокофьев. Бизнесу можно «помогать» или «не помогать», — это уже безразлично. «Нет денег, нет любви», — иронизирует он.

В-третьих, потребительские расходы сократились намного сильнее, чем сократились доходы. Население страется копить. А что касается накопления, то еще 95 лет назад советский финансист Залман Каценеленбаум объяснял, как забирать у людей деньги — «накопление сбережений должно быть поставлено в такие рамки, чтобы само стремление к накоплению сбережений могло конкурировать у трудового населения со всеми другими потребностями и другими формами использования дохода».

Как только начальство «объяснило делом», что никаких «вертолетных денег» и роста доходов не будет — так люди начали «копить сбережения», пишет экономист. При этом власть уверена, что деньги у людей есть, неважно откуда.

«Где люди берут деньги? — ну, это уже другой вопрос, которой власть планирует решить «цифровизацией» и развитием тотального контроля», — замечает экономист. При этом он напоминает, что создать спрос на рынке ипотеки в текущем году удалось — платежи «со льготой» практически не снизились, а застройщики заработали миллиарды на разогретом рынке.

«Так что, «финансирование процессов» власти будет за счет людей, под это собственно вся система сейчас и настраивается, причем быстро», — считает Прокофьев.

Полная версия