Экономист рассказала, как санкции из-за Навального отразятся на России
Ранее сторонники оппозиционера Алексея Навального передали в ЕС перечни с именами российских чиновников и предпринимателей, причастных, как они считают, к преследованию и покушению на политика.
Bloomberg и EUobserver сообщили со ссылкой на собственные источники, что на близких к Кремлю предпринимателей, на которых указал Навальный, не станут налагать санкции.
СМИ сообщали ранее, что на встрече министров иностранных дел в Брюсселе будут введены ограничения лишь против российских госслужащих, причастных к посадке Навального. Им могут запретить въезд в ЕС и заморозить их активы.
Экономист Александра Суслина рассказала о последствиях санкций для России. Она замечает, что их пока не ввели. В первую очередь, санкции — это потеря различных международных договоренностей, подчеркнула она. Это утрата возможностей общего ведения бизнеса и тому подобной.
Есть финансовые убытки, которые являются краткосрочными, но есть и потери намного более серьезные, они связаны с закрытием импорта новых технологий, обращает внимание эксперт. И в этом плане всякие санкции повергают РФ во все «большую яму технологического отставания», считает экономист.
«Никакая идея импортозамещения не способна компенсировать тот вред, который наносят санкции такие ограничительные на экономику России», — полагает Суслина.
Российские власти утверждают, что санкций не боятся, что они полезны российской промышленности. «А что Кремль еще может сказать? Для того чтобы сказать что-то более или менее похожее на правду, ему пришлось бы признать ряд своих ошибок, недоработок и заблуждений», — замечает экономист.
Кремль этого признать не может, поэтому власти гордятся тем, что в некоторых узких отраслях, которые существуют во многом за счет госсубсидий, замечался небольшой рост, например, в сельском хозяйстве. Россия ранее ввела контрсанкции, а именно продуктовое эмбарго, и теперь некоторые отечественные производители гордятся ростом продаж.
Однако здесь важно отметить, что этот рост связан не с возросшим качеством продукции, а объясняется тем, что они сидят на госсубсидиях и неплохо себя чувствуют, размышляет экономист. По ее словам, всякая протекционистская политика опасна, так как поддерживает неконкурентоспособные отрасли.
То есть, никто не хочет покупать российскую продукция, если можно купить импортную. В отсутствие такой возможности приходится покупать российское. То есть в условиях открытого рынка российские товары значительно проигрывают и в качестве, и по цене заграничным, размышляет Суслина. Поэтому утверждать, что экономика РФ пошла в рост из-за санкций, некорректно, считает она.
В экономической плоскости Кремль вряд ли сможет ответить на возможные санкции, поскольку не имеет соответствующих рычагов, но вполне может показать, что «мы сами с усами» и «нам никто не нужен». Зачастую страдают от этого простые граждане.
После введения продуктового эмбарго, заметно выросли цены и пострадали обычные люди, которые ни в чем не виновны. Нечто подобное может произойти и сейчас, предполагает экономит.
Возможно, власти перекроют какой-нибудь турпоток, перестать выпускать граждан за рубеж. Не исключено, что затем это могут повернуть так, что вот, мол, «смотрите, чего ваш оппозиционер добился, теперь вы никуда ездить не сможете», предполагает Суслина.