Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Чем грозит России неисполнение решения ЕСПЧ по Навальному — мнение

ЕСПЧ потребовал освободить политика Алексея Навального в рамках правила 39 регламента Суда. «Решение ЕСПЧ по Навальному это игра на обострение и повышение ставок», — считает блогер Кирилл Шулика.

Россия практически всегда исполняла решения ЕСПЧ, отмечает он. Изменения в Конституцию о приоритете российского законодательства над международным не затрагивают тему прав человека, поскольку кроме взятых на себя РФ международных обязательств, все они прямо прописаны в Конституции, и поэтому не могут ей противоречить, замечает Шулика.

«Тут совершенно убойная правовая позиция ЕСПЧ. Европой признано, что против Навального было применено химическое оружие, причем, его применило государство, которое теперь держит его в СИЗО и может завершить начатое», — пишет Шулика.

Политический же аспект в том, что после неудавшегося отравления Навального у Путина не осталось хороших решений и уже не от его решений все зависит, считает блогер. «Может ли Путин отпустить Навального, все же понимают, что решать будет не суд? После всего отпустить Навального это проявить слабость, так это будет воспринято внутри России, хотя такой шаг оценит Европа. Если же не отпускать, то Россия помимо санкций получит проблемы по линии Совета Европа, скатится на уровень Белоруссии, но мы прекрасно видим, как Россия дорожит своим местом в ПАСЕ», — рассуждает блогер.

Что выберут в Кремле? «Отказ отпустить Навального — фактически начало общенационального плана «Крепость». И да, многие говорят, а Иран так жил, Белоруссия, Венесуэла. Все верно. Но недвижимость в половине Лондона куплена не иранцами и не белорусами», — иронизирует блогер.

По его мнению, повод же для санкций в виде неисполнения решения ЕСПЧ «железобетонный и бесспорный». Он отмечает, что ЕСПЧ вынес решение по оппозиционеру не только накануне его апелляции в Мосгорсуде, но и накануне встречи глав МИД стран ЕС, где одним из вопросов станет реакция на ситуацию с Навальным.

Требование ЕСПЧ освободить Навального из-под стражи весьма странное, практически беспрецедентное, считают авторы телеграм-канала «Толкователь». ЕСПЧ указал 39-ю статью — «о применении обеспечительных мер». «Эта мера должна быть применена незамедлительно», — говорится в постановлении суда. Среди прецедентов по 39-й статье ЕСПЧ существует несколько десятков дел. Все они были применены, когда это было связано с прямой угрозой жизни или здоровью людей, отмечают авторы канала. В их числе — высылкой мигрантов из Европы, которым на родине могла грозить казнь или пытки, или смерть от ВИЧ в тюремном заключении.

«Непонятно, под какие прецеденты попадает Навальный? Моджахед из Афганистана? Больной ВИЧ? Гомосексуалист? Или куда ему грозит депортация из России — в Ливию, Танзанию или Иран?» — размышляю авторы канала.«А если всё же освободить из заключения, то его надо тут же вывозить в Европу из России, раз ему тут грозит опасность? Но в решении ЕСПЧ нет ни слова про его срочный выезд из России», — пишет «Толкователь».

Вся эта история похожа «на панику среди каких-то западных сил. На то, что надо всеми силами вытащить «свою клиентеллу», пишут авторы канала. «А в целом сложно всё это анализировать, когда у игроков закрытые карты. Но что-то всё равно просвечивает», — замечают авторы канала.

ЕСПЧ, на требование которого освободить Навального Россия ответила отказом, почти ничего не может сделать для изменения ситуации. Ряд экспертов считает, что реальные шансы на то, что Россию исключат из Советы Европы равны нулю. «Если Навального не освободят, то ничего особенного не произойдет», - полагает эксперт по межгосударственным искам в ЕСПЧ Изабелла Рисини.

Полная версия