Это будет «Игра престолов»: о грядущей битве российских элит
Грядущая битва российских элит будет похожа на «игру престолов», считает политолог Илья Гращенков. Он отмечает, что «хаотизация вертикали власти нарастает по мере приближения к думским выборам».
Президентский арбитраж перестает сглаживать конфликты, как это было ранее, а наоборот, создает часть из них, поскольку усиление той или иной «башни» (элитной группы) в результате приводит к чреде внутренних конфликтов, пишет Гращенков. Поэтому хаос в «вертикали власти» является прямым следствием идущей номенклатурной войны, считает он.
«Те, кого жрут в ходе разного рода мероприятий (в 2020 году это были коронавирусные ограничения, в 2021 — силовое «закручивание гаек» и обострение конфликта с западом и Китаем), крайне заинтересованы в их отмене, те, кто жрет — наоборот. Столкновение интересов и ведет к тому, что делаются прямо противоположные заявления, а с управленческой точки зрения хаотизация просто разносит и без того поржавевшую вертикаль», — размышляет политолог.
По мнению Гращенкова, верхи российской власти и бизнеса делятся на «максималистов» и «умеренных». Первым важно удерживать всю полноту власти любой ценой. Вторые не хотят расставаться с роскошью в личной жизни в соединении с властью, поэтому они более умерены, и более лояльны в отношениях с Западом, поскольку, для них, частью власти является их личное богатство, находящееся не только в России.
По словам политолога, идеалом обоих групп является СССР, но различных периодов: времен Сталина, Хрущёва, брежневского застоя, Андропова и т.д. «СССР без марксистско-ленинской идеологии, декларирования равенства всех и социальных гарантий трудящимся, а так же без контроля КПСС над госбезопасностью — тот самый идеальный мир для многих выходцев из советской номенклатуры», — полагает Гращенков.
Поэтому потрясения недавнего времени, такие как обвал цен на нефть и девальвация рубля, коронавирус, рост протестов и так далее, дают два основных контура поведения: стихийная за сценарии транзита власти или же окончательная победа «максималистов», на сторону которых в итоге склонился Кремль, пишет Гращенков. Итог — сознательный план победителей по дальнейшей трансформации страны в сторону их «идеального СССР», которым, де-факто, является госкапитализм.
«Но именно протестная активность путает планы и заставляет обе группы отходить от продуманных ранее сценариев», — считает политолог. Формирование новой экономики предполагалось в спокойных условиях, без внешних и внутренних потрясений, замечает он.
При этом обе группы конфликтуют, поэтому каждый последующий ход приводит к дальнейшей эскалации, считает Гращенков. «Происходящее начинает напоминать сериал «Игра Престолов», где даже перед лицом общего врага (коронавируса, например), все продолжают драться друг с другом и не обращать никакого внимания на фактор исторической предопределенности», — размышляет политолог.