Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Советник Путина заявил об угрозе отказа от российской нефти и газа в мире

Парижское соглашение по климату еще более усилилось, заявил советник президента РФ по климату Руслан Эдельгериев. Планы ряда крупнейших экономик мира выйти на «углеродную нейтральность» могут нанести ущерб РФ, которая показывает неготовность к быстрым изменениям, считает он.

Вскоре может сформируется некий «климатический клуб», в который не войдут страны с углеродоемкой экономикой, в числе которых находится Россия, передает слова эксперта «Ъ». В итоге могут налагаться запреты на финансирование углеводородных проектов и даже не исключен отказ от российских нефти и газа, предположил советник по климату. Проблемы могут коснуться не только экспорта углеводородов, и но и другой продукции, считает он.

ЕС ранее сообщил о намерении ввести углеродный налог, облагая новыми пошлинами продукцию из стран, которые не контролируют выбросы СО2. Новая американская администрация также упоминала углеродные сборы, то есть в США так же может быть введен аналог углеродного сбора ЕС.

В РФ нет полноценного мониторинга выбросов CO2, не прописано ценообразование на выбросы, поэтому в новых условиях Россия рискует стать «углеродным офшором», на который могут налагаться отраслевые санкции, считает чиновник.По его мнению, КНР, скорее всего, войдет в этот «клуб», и Россия может остаться в плане отсутствия механизма контроля над выбросами СО2 в одиночестве.

Новые «углеродные» налоги ударят по конкурентности российских товаров, но бизнес не показал готовности к ужесточению климатической повестки. В отчетах российский бизнес «активно декарбонизируется», но скоро ему придется платить в рамках углеродного регулирования ЕС, констатирует Эдельгериев.

Это негативно отразится на экономике РФ, возрастут издержки наших предприятий и государство будет вынуждено выделять субсидии тем, кто ранее был противником создания российского углеродного рынка, полагает министр.

Убытки российских экспортеров могут составить до 50 млрд евро — это сумма углеродного налога в ЕС. В будущем отказ от ископаемого топлива в еврозоне может привести к слому существующей с 1970х годов модели экономики, где углеводороды продаются в Европу, а на полученные средства закупаются товары, которые Россия не может произвести сама.

В 2019 году 2/3 всех экспортных доходов РФ получила от продажи нефти, газа и нефтепродуктов.В прошлом году эта доля упала до 54% из-за обвала цен и объемов добычи на фоне пандемии ковида.

Увеличить ненефтегазовый экспорт у отечественной экономики не получилось: он составил $180,8 млрд по сравнению с $181 млрд в 2019 году.

Полная версия