Социолог рассказал об усилении раскола внутри элиты на фоне протестов
Очередные протесты в поддержку Алексея Навального намечены на 31 января. Это вызывает тревогу у властей, пытающихся предотвратить выход людей на улицы массовыми задержаниями активистов, считает социолог Борис Кагарлицкий.
«Тактика в высшей степени неблагоразумная, поскольку толпа, оставленная без организаторов, может оказаться довольно агрессивной», — предполагает он. «Что касается столичной демонстрации, то, с точки зрения властей и многих комментаторов, выбор маршрута — Лубянка и Старая площадь — выглядит провокацией, ведь протестующие хотят подойти вплотную к «местам силы» нынешнего режима, к зданиям ФСБ и администрации президента», — пишет социолог в своем телеграм-канале.
Он замечает, что существует очень простой способ предотвратить всяческие провокации: прекратить репрессии и дать гражданам возможность свободно передвигаться. «До тех пор, пока власть отказывается от этого простейшего решения, ответственность за любые эксцессы, связанные с разгоном толпы, ляжет на официальных лиц», — считает Кагарлицкий.
По его мнению, эскалация кризиса неминуема. «Правящие круги полны решимости «дать отпор» не только демонстрантам и протестной молодежи, но и общественному мнению, постоянно принимая всё новые законы и постановления, ограничивающие свободу слова и просто унижающие граждан», — считает социолог.
В результате власти уже добились очень важного перелома: всем понятно, что возврата к докризисной жизни не будет: в случае своей победы нынешний режим выйдет из этой истории сильно изменившимся. Не исключено, что власти РФ при этом пойдут по пути правительства Белоруссии, замечает социолог. «В лучшем случае России грозит превращение в некое подобие европейской Туркмении, только с менее покорным населением», — размышляет он. Поэтому ценой сохранения режима становится ужесточение авторитаризма, считает Кагарлицкий.
«Поскольку такого исхода не хочет даже значительная часть сторонников и функционеров действующей власти, то есть все основания ожидать усиления раскола внутри официального лагеря. Пока это проявляется в странной непоследовательности действий, отражающей «борьбу под ковром». Но в каждом конкретном случае верх одерживают именно сторонники жесткой линии. Так что их оппонентам рано или поздно придется вылезти из-под ковра и заявить о своей позиции», — полагает социолог.
Но ни прекращение репрессий, ни смена режима, ни победа либеральной оппозиции сами по себе не решат проблему системного социально-экономического кризиса, считает Кагарлицкий. По его мнению, данную проблему придется решать уже новым общественным силам, которые определятся в процессе нынешней борьбы.
Адвокат Сталина Гуревич рассказала, какое наказание грозит участникам акции, прошедшей 23 января. Нападение на автомобиль ФСБ могло квалифицироваться не как хулиганство, а как массовые беспорядки. По последней статье обвиняемым грозит до девяти лет тюрьмы. Кроме того, фигурантам могут вменить статью о насилии в отношении представителя власти. Максимальное наказание по ней — пять лет лишения свободы, напомнила собеседница ФАН.