«Повод выплеснуть недовольство»: о протестах 23 января
Экономист Константин Сонин считает, что причина массовых протестов в 2021 году состоит в том, что развитие последних 15 лет оставило миллионы россиян без голоса.
Граждане выходят на митинги, критикуют действия властей в соцсетях или просто тихо ненавидят власть тогда, когда они лишены возможности выражать своё недовольство иначе, считает Сонин. В 1980-е миллионы граждан были недовольны властью, но не могли проголосовать за ее смену, что закончилось экономической катастрофой и распадом СССР, напоминает экономист.
Он считает, что сейчас для нынешнего руководства России и для «элиты в целом» вопрос о допуске оппозиции к власти является сложным и дорогим. Выпустить Навального, прекратить репрессии против недовольных властью, допустить оппозицию к участию в выборах — это, по мнению нынешнего руководства страны, потери, пишет Сонин.
Он предполагает, что Навальный и его соратники наберут немало процентов в ГД, победят в заксобраниях 5-10 регионов, также они имеют неплохие шансы выиграть на выборах мэров в Москве и Петербурге. Это не лучший вариант для нынешней власти, но все же это гораздо предпочтительнее, чем новый цикл — «недовольство — силовой ответ — экономические трудности — еще больше недовольство — еще жестче силовой ответ — еще больше трудности...», считает экономист.
«Силовой ответ» не решит проблему недовольства людей, оно никуда не денется, полагает Сонин. При этом люди могут молчать, не ходить на протесты, но они станут хуже работать, и все это обернется затяжным экономическим спадом и политической катастрофой, предполагает Сонин.
«Альтернатива — деление власти с оппозицией — это личные потери, но это лучше для страны», — считает экономист.
Политолог Анатолий Несмиян не исключает, что за протестами стоят «более серьезные люди», чем находящийся под арестом Навальный. При этом он уверен, что граждане выходят на митинги сами. К этому их вынуждают обстоятельства — кризис, карантинные ограничения, чувство безнадежности, считает Несмиян.
Митинги в поддержку Навального — это повод, чтобы всё это выплеснуть, полагает политолог. Поэтому люди выходят протестовать, несомненно, по доброй воле, считает он. Однако политолог предполагает, что «как обычно, всем этим обязательно найдется, кто воспользуется. Но тут ничего не поделаешь — так бывает всегда».
Экономист Сергей Алексашенко считает, что во всех январских протестах, и в митингах, которые мы можем увидеть в ближайшие годы в России, есть экономическая подоплека. «Нельзя сказать, что в экономике случилось что-то ужасное, как, например, повышение пенсионного возраста. Но с 2013 года в России снижается уровень жизни населения, а реальные доходы сокращаются. Получается, что 8 лет идет падение доходов населения», - отмечает экономист.
«И в какой-то момент люди сказали: «Что-то как-то Путин уже не тот». Мне кажется, подспудное недовольство тем, что уровень жизни не растет, играет очень важную роль», - считает Алексашенко.