Фильм оппозиционера Алексея Навального про резиденцию Путина в Геленджике вызвал общественный интерес. Его посмотрело свыше 30 млн человек.
Экономист Андрей Мовчан высказался о новом расследовании Навального и об отношении россиян к оппозиционеру. Он полагает, что Навальный «бьет в пустоту». Для большей части российских граждан его расследования про чиновников и их коррупционную деятельность сродни простому шоу. Ведь коррупция в РФ является нормой для всех людей практически на всех уровнях. Учителям дарят подарки, врачи получают благодарность от пациентов, значительная часть экономики находится в серой зоне.
Многие в России считают, что Навальный своей деятельностью просто хочет получить больше власти, чтобы пользоваться большими коррупционными возможностями для избранных. Отношение к коррупции в российском обществе скорее является «завистью», но не «осуждением», считает Мовчан. Зависть может выглядеть как осуждение, но их нельзя путать, замечает он.
Поэтому расследования ФБК* зачастую похожи на ситуацию, если в компании «настоящих мужиков» начать критиковать кого-то за мат. Для народных масс Навальный представляется не борцом со злом, а борцом за большую власть и возможности, предполагает экономист.
Также многие россияне видят в нем просто скандалиста, «которому больше всех надо», который осмеливается замахнуться на то, на что не позволено. Для большинства граждан борьба Навального не затрагивает их интересов, она проходит «где-то там», это просто интересное зрелище вроде шоу: собирает просмотры, но не мотивирует к действию, считает Мовчан.
По его словам, Навальный напоминает диссидентов времен СССР, которых власть никогда не боялась и не видела в них опасности. Диссидент представляется власти полусумасшедшим, который не желает спокойно сидеть «в теплом месте», и который критикует власть, вторя заграничным врагам. Такие люди не представляют опасности, но они нервируют, задевают и требуют действия, пишет Мовчан.
Революционеры в РФ существовали с давних пор. 200 лет назад декабристы подняли восстание на Сенатской площади. Но «Страшно далеки они от народа» — были со своей конституцией, и теперь также далек от россиян Навальный со своей борьбой с коррупцией, размышляет экономист.
С диссидентами в СССР боролись согласно инструкции — их сажали или высылали с публичной критикой. Но их не убивали, замечает экономист. Сейчас российская власть во многом действует согласно тем же идеям. Поэтому Навального не планировали убивать, полагает Мовчан.
Ссылаясь на беседу с компетентными людьми, он предполагает, что, как и в СССР, на диссидентах, считающихся врагами народа, испытывали различные отравляющие вещества. К диссидентам применяли шокотерапию и новые транквилизаторы, неугодных писателей отправляли на вредные производства, опасных преступников — на урановые рудники. Существует предположение, что волна отравлений без смертельного исхода, прокатившаяся по России в последние годы, это просто процесс испытаний отравляющего вещества или веществ на людях, пишет Мовчан.
*ФБК (Фонд борьбы с коррупцией) признан российскими властями иностранным агентом.