Правительство РФ готовится к радикальному падению спроса на нефть — мнение
В последнее время все чаще сообщается о прогрессе в разработке вакцин в разных странах, о начале вакцинации населения.
Рынки положительно реагируют на это, в том числе и нефтяной. На этих положительных новостях нефть подорожала, цены приблизились к уровню февраля 2020 года. Страны, входящие в ОПЕК++ начали договариваться о смягчении условий снижения добычи.
Казалось бы, пандемия скоро закончится и на нефтяном рынке все станет, как раньше. Но есть некоторые факторы риска, которые не дадут быстро вернуться к докризисному уровню спроса на нефть. Российские власти относятся к ним весьма серьезно, считает экономист Сергей Хестанов.
Прогнозы по восстановлению спроса на нефть связаны с ожиданиями того, что самый пострадавший от коронавируса сектор услуг быстро восстановится. Этот сектор занимает большую долю в экономике развитых стран, многие услуги неизменно востребованы вне зависимости от роста или падения экономики (например, парикмахерские и т.п.).
По мере смягчения ограничений спрос на них восстановится быстро. То есть, часть падения экономики может восстановиться довольно быстро, пишет Хестанов. А это подтолкнет вверх и спрос на энергоносители. Это уже и сейчас происходит, что и вызвало подорожание нефти.
Опасность заключается в нестабильности ОПЕК, отмечает экономист. Опыт 1985 года, да и недавний пример марта 2020 года показали, что неизменно находятся участники сделки, нарушающие ранее достигнутые договоренности, что вызывает ценовую войну.
Ценовая война 1980-х очень сильно ударила по экономике СССР и стала одной из причин развала союза, пишет Хестанов. Весна текущего года показала, как быстро и значительно может дешеветь нефть, если ОПЕК распадается.
Экономист считает, что с учетом пестрой картины стран, входящих в картель и значительных противоречий между ними повторение ценовой войны вполне возможно. Это вполне может случиться, когда острая фаза кризиса минует и крупнейшие экономики мира восстановятся.
Учет этой возможности вынуждает российские власти очень скупо расходовать резервы и реализовать жесткую бюджетную политику, полагает экономист.
Он называет и второй фактор риска, который неизбежно будет усиливаться в будущем. Это энергопереход. Все большее число стран принимает стратегии понижения выбросов СО2 и вводит всяческие ограничения на ископаемое топливо. На рынке все больше электромобилей и возобновляемых источников энергии. В абсолютном выражении это пока немного, но темпы роста впечатляют, отмечает экономист.
Для поддержания производителей с малым углеродным следом предусмотрен специальный налог на выбросы СО2. Этот налог будет в дальнейшем значительно расти. Не исключено, что рост налога сделает часть российского экспорта нерентабельной, рассуждает Хестанов. И к этому необходимо готовиться, отмечает он.
Крайне скупое использование резервов наглядно показывает, что указанные риски воспринимаются правительством серьезно, полагает эксперт. Резервы для того и создаются, чтобы использовать их, когда наступит черный день. В России же наблюдается удивительная вещь — международные резервы страны достигают максимума в августе 2020 года. Такая динамика говорит о том, что с точки зрения правительства настоящие черные дни еще впереди, считает экономист.