Москва
24 ноября ‘24
Воскресенье

Боясь новых санкций правительство РФ решило «бежать в золото» — Нечаев

Власти РФ продемонстрировали признаки усиливающихся страхов перед угрозой возможных новых санкций, поскольку президентом США стал Джо Байден, который жестко настроен в отношении России.

13 ноября Минфин РФ предложил изменить структуру инвестиций ФНБ. В фонде хранится $117 млрд, сейчас эти средства размещены в корзине из доллара, евро и фунта. Теперь они могут быть частично переведены в золотые слитки, следует из проекта поправок в Бюджетный кодекс.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов отмечал, что «активы, обеспеченные драгметаллами, менее быстро ликвидны». Видимо, теперь уже не до ликвидности, поскольку возник риск прямого ареста активов в случае введения санкций, комментирует известие экс-министр экономики Андрей Нечаев.

ЦБ РФ стал активно скупать золото еще в 2014 после крымских событий и первых западных санкций. За 13 лет золотой запас РФ увеличился в 6 раз и является 5-м по размеру в мире. При этом правительство держало свои резервы лишь в валюте. Золото традиционно защищает от правовых и политических рисков.

Так, валюту и ценные бумаги на счетах в зарубежных банках можно арестовать, но золотые слитки, которые хранятся в РФ, невозможно. ЦБ РФ практически перестал вкладывать в госдолг США, а оставшиеся в резервах доллары содержит на депозитах в частных банках, по большей части за пределами США. Но страх ареста активов продолжает беспокоить российских чиновников.

Идея перевести для безопасности запасы ФНБ в золото неплоха, но есть несколько важных нюансов, отмечает Нечаев.У золота относительно низкая ликвидность, а восполнить дефицит бюджета нужно будет быстро, пишет он. Также в больших объемах за рубли золото быстро продать не получится, если не потратить значительные средства госбанков.

Реализовать золото все равно придется за валюту, в здесь и «может грянуть арест валютной выручки», полагает эксперт. По его словам, покупать золото РФ придется на внешних рынках, поскольку заплатить за него российским производителям значит перечеркнуть саму идею фонда, как резерва, не выпускающего средства на внутренний рынок.

Рынок золота весьма специфичен, там даже слух о масштабных скупка толкает цены вверх. Поэтому скупка драгметалла в больших объемах взвинтит цены, считает Нечаев.

Для восполнения дефицита бюджета драгметалл все равно придется быстро реализовывать, что повлечет снижение его цены. Заранее оценить возможные потери, не зная объемов и скорости покупок и продаж нельзя, но их наличие с учетом указанных факторов неизбежно, полагает экс-министр экономики.

Полная версия