Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«Начинается дрейф Армении в сторону Запада» — мнение

Президент России и Азербайджана Владимир Путин и Ильхам Алиев, а также премьер-министр Армении Никол Пашинян подписали совместное заявление о перемирии в Нагорном Карабахе. Документ опубликован на сайте Кремля.

«Ночное заявление Пашиняна, это признание поражения. После потери Шуши, перерезания трасс снабжения, доминирования азербайджанских и турецких беспилотников в воздухе, изнурительных потерь. Для протестующих сейчас в Ереване поражение не очевидно, возможно просто потому, что они сейчас находятся не на передовой, а в центре своей столицы. Можно продолжать упираться, мобилизовывать и отправлять через простреливаемые трассы новые батальоны добровольцев, но перед техническим и уже географическим, с занятой Шушой, азербайджанским преимуществом даже самые искренние, вооруженные простыми автоматами ополченцы проиграют. Против танка и беспилотника недостаточно горячего сердца, вдобавок таких сердец вдоволь и у их противников», — считает политолог Андрей Никулин.

«Я хочу верить, что это перемирие состоится, что начнется, наконец, разговор о мире. Ясно, что условия хуже, чем могли бы быть получены еще год назад, задача России и остальных участников Минской группы сделать все, чтобы по крайней мере крови больше не пролилось. И люди, ушедшие или изгнанные из своих домов что три десятка лет назад, что три недели вернулись», — пишет Никулин.

«Рецепты здесь немудреные. Ввод миротворцев, международной полиции, арбитраж и обязательно наличие серьезных гарантов. То, что Алиев пошел на встречные меры сейчас и не стал продолжать операцию скорее всего говорит о том, что репутация автора «геноцида Арцаха» ему ни к чему. Значит можно по крайней мере пытаться говорить и договариваться», — считает политолог.По его мнению, речь о независимости НКР или сохранения там своих вооруженных сил с тяжелой бронетехникой быть уже не может. Вариант ограниченной автономии в предложенных сейчас границах кажется максимумом достижимого. «Азербайджанские беженцы вернутся в свои дома, смогут ли это сделать армянские? Хочется верить, что да, и что их дома останутся целыми, в отличие от тех руин азербайджанских поселков, что мы видели», — пишет Никулин.

По его мнению, конфликт можно было при желании разрешить, избежав новых жертв. Если не остановиться сейчас, война все-равно закончится, но жертв будет еще больше, полагает политолог.

«Алиев пожинает лавры победителя, собирателя земель и создателя нового Азербайджана, полученной репутации ему хватит, чтобы лакировать ей какое-то время коррупцию, неэффективность управления, проблемы эпидемии ковида. И решать уже новый вызов — слишком плотные и горячие объятия с Турцией, в которых молодой азербайджанской государственности слишком легко растаять. Тем более, что становится в полной мере клиентом суннитского империалиста Эрдогана для самостоятельного султана из Баку не является пределом мечтаний», — считает политолог.

«С высокой вероятностью теперь начинается дрейф Армении в сторону Запада, благо больше некуда», — пишет Никулин.

Если мирный процесс завершится хотя бы умеренным компромиссом, то исчезает блокада со стороны Турции и Азербайджана, отмечает эксперт. «Если потеряна надежда на независимость Карабаха, то проходит необходимость вечно жить в состоянии военной мобилизации, готовясь к очередной войне. Да и не остается самой надобности в постоянной военной поддержке Москвы, тем более столь, как выясняется, ненадежной», — пишет Никулин.

«Зато останутся обиды на Россию за не данные, но подразумеваемые обещания, как и практически неизбежное усиление националистической части общества. Сковырнуть Пашиняна, чем грезят многие отечественные геополитики, возможно, и получится, но далеко не факт, что его преемники окажутся лучше», — считает эксперт.

«Печально, что к такому итогу обе страны пришли путем огромных жертв, трех десятков лет, потраченных на подготовку к войне, мобилизации экономик», — пишет Никулин.

Полная версия