«Россию будут обвинять все»: о роли РФ в заключении мира в Карабахе
Заключение мирного соглашения в Нагорном Карабахе в корне меняет геополитический расклад на Южном Кавказе, считает политолог Алексей Малашенко.
По его мнению, такой неожиданный исход конфликта не связан со сбитым накануне российским вертолетом Ми-24.
«Я бы не стал связывать это напрямую с вертолетом. Думаю, решение готовилось заранее. Оно достаточно продуманное по всем деталям. Вертолет — это либо совпадение, либо кто-то дожидался такого неприятного момента. Все к этому шло, политически и психологически все к этому были готовы. Вопрос, как долго это решение продержится. В отличие от всех прочих разговоров, думаю, это решение всерьез и надолго, если российские миротворцы там на пять лет», — отметил Малашенко.
Он считает, что в подписании соглашения свою роль сыграли неформальные контакты России с Азербайджаном и Турцией.
«Неформальный разговор мог быть таким: «Все понимают, что вы победили. Но от этого полностью карабахский конфликт решен быть не может. Поэтому давайте его еще раз заморозим. Если конфликт продолжится, это беженцы, подобие гражданской войны в Армении, и Азербайджан уже не будет выглядеть абсолютным победителем. А сейчас вы показали, что вы сильнее, что у вас есть такой союзник, как Турция». Вот так мог идти разговор», — предположил политолог.
Соглашение изменило конфигурацию интересов на Южном Кавказе. «Минская группа приказала долго жить. У Америки сейчас выборы, у Франции куча своих проблем с терроризмом. Получается, все решила Россия после предварительных контактов с турками. Это качественно новый формат. Минскую группу никто не разгонит, но там выстраивается определенная иерархия лидерства — Россия, Турция и все остальные», — отмечает эксперт. При этом положение России самое сложное, считает он.
«Россию будут обвинять все. В Армении — что до конца не поддержала. В Азербайджане — что долго поддерживала Армению. Это неизбежно. Для России важно другое. Азербайджан, так или иначе, будет выступать тандемом с Турцией, с которой у Москвы отношения очень непростые. Помимо Карабаха есть Сирия, Ливия и много еще чего. Проблема с «Турецким потоком» будет. Но пока у власти клан Алиевых — все-таки он выпускник МГИМО и по-русски говорит лучше многих в России — больших перемен не будет. Но это уже не постсоветское пространство. Это мусульманская европеизированная тюркская страна со своими национальными интересами, которые не связаны с постсоветским пространством. Так и надо к Азербайджану относиться», — отметил Малашенко.
«Мирное соглашение — всегда пролог к большой войне. Я имею в виду Карабах. В истории был уже один «Вечный мир» между Россией и Речью Посполитой, заключённый в 1686 году. Громыхает с разной степенью силы до сих пор!» — пишет политолог Руслан Айсин.
9 ноября главы России, Армении и Азербайджана приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, озвученному Владимиром Путиным, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе начинается с 10 ноября, Азербайджан и Армения останавливаются на занятых позициях, а также должны обменяться военнопленными.
Также в Карабахе будут размещены российские миротворцы.Основу российского контингента составят подразделения 15 отдельной мотострелковой бригады (миротворческой) Центрального военного округа, она дислоцирована под Самарой. Переброска контингента осуществляется самолетами Ил-76 с аэродрома Ульяновска.