Москва
3 января ‘25
Пятница

Протестующие потеряли шанс решить судьбу Белоруссии — мнение

Остается три дня до окончания «Народного ультиматума», который выдвинула экс-кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская в адрес Александра Лукашенко.

Оппозиция потребовала от власти освобождения политзаключенных, прекращения насилия, а также отправить в отставку Лукашенко. В случае невыполнения требований Тихановкая пригрозила перекрытием дорог и всеобщей забастовкой.

По мнению политолога Анатолия Несмияна, ультиматум не выглядит серьезным, поэтому и власти республики относятся к нему соответственно. Тихановская не располагает ресурсами, с помощью которых она сможет выполнить угрозы, считает политолог. А если угроза не подкреплена реальной силой, то лучше ее не озвучивать, полагает Несмиян.

При этом он отмечает, что ненасильственный протест — процесс затяжной и сложный. Пока белорусы смогли лишь делегитимизировать итоги выборов, считает Несмиян. В республике протестующие не были объединены единой структурой, у них не было явного лидера, поэтому они больше напоминают флеш-мобы, да и развиваются именно в этой плоскости, становясь тематическими — например, день для женщин, день для пенсионеров.

Но вряд ли эти акции существенно выходят за рамки флеш-мобов — это «праздник непослушания и только», считает политолог.

В ультиматуме Тихановская как раз и выразила пожелание переломить тенденцию и перевести флеш-мобы в настоящие протесты. Но ультиматум не подкреплен ни структурно, ни ресурсно, поэтому озвученные угрозы вряд ли будут выполнены, размышляет Несмиян.

По его словам, идеологически белорусские протесты — это попытка мелкобуржуазной революции. И как всякая революция такого рода, она закончится поражением, но ее итогами воспользуются крупные олигархи, элитные группы в борьбе между собой.

Политолог считает, что протест уже перехвачен, поскольку главная задача по делегитимизации Лукашенко выполнена. Теперь судьбу Лукашенко решают уже не протестующие, пишет Несмиян.

«Точнее, она уже решена, идет лишь торговля за отступные», считает он. При это политолог отмечает, что судьбу республики не обязательно должны решать в Кремле. Далеко не все представители элиты и чиновники в Белоруссии хотят идти «под Путина», пишет Несмиян. Свои интересы в Белоруссии имеет и Европа, отмечает политолог.

Но тем не менее творить историю и решать, что будет дальше, будут уже не протестующие — их роль сыграна, считает Несмиян. У них был шанс, но продолжалось это не долго.

Основная сложность любых ненасильственных протестов — сложность в поддержании их темпов и наращивания динамики. «Белорусы выдержали такой ритм примерно две-три недели, которые и решили судьбу Лукашенко, но не решили вопрос о власти самих протестующих. А значит — теперь его решать будут совсем другие. И в других местах», — пишет Несмиян. Ультиматум Тихановской при таком сценарии уже ничего не значит, считает политолог.

Сейчас в Беларуси идет активный процесс подготовки реформы конституции, власти активно пытаются вовлечь в него граждан: собирают их предложения, запускают «диалоговые площадки». При этом многие белорусские политологи считают, что для сегодняшней Беларуси какую конституцию не принимай, она все равно останется диктатурой. Многие не верят в успех реформы, поскольку конституция — это проявление политической системы общества, пишет DW.

Полная версия