Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

«Перемирие на бумаге»: почему продолжаются обстрелы в Карабахе

10 октября Армения и Азербайджан заключили перемирие после переговоров в Москве министров иностранных дел.

Публично поддержали перемирие Турция — основной союзник Азербайджана, и Иран, также имеющий значительное влияние в Закавказье. Но скоро режим прекращения огня был нарушен.

Результативное соглашение о прекращении огня — это подробный военно-технический документ, к которому должны прилагаться оперативные карты расположения сторон, а не просто бумага с несколькими фразами, какой представил СМИ Лавров 10 октября в Москве, отмечает военный эксперт Павел Фельгенгауэр.

Для заключения устойчивого мира должны при встрече договориться военные делегации воюющих сторон, но на встречу 9 октября они не приехали. В российской столице согласовали пока только декларацию о перемирии. В ее тексте так и указано во 2-м пункте: «Конкретные параметры режима прекращения огня будут согласованы дополнительно», отмечает эксперт. Но ничего пока не «согласовано», и реальная подготовка к этому, похоже, не ведется, пишет Фельгенгауэр.

Армения хочет, чтобы в переговорах обязательно участвовали представители НКР как воюющей стороны. Азербайджан не желает вступать в переговоры с НКР, ссылаясь среди прочего на 4-ый пункт недавно подписанного соглашения: «Стороны подтверждают неизменность формата переговорного процесса».

Главы Азербайджана и Армении переговорили по телефону с Путиным и Макроном и вежливо согласились на временное прекращение огня, но каждый выдвинул свои условия: идти на значительные уступки ни одна из сторон не готова, отмечает эксперт.

При этом армянская армия не может перехватить инициативу и вынуждена по большей части держать оборону. Перемирие нужнее Армении, Пашинян упоминал о «гуманитарной катастрофе» — о возможном поражении в НКР. Но при этом он рассчитывает, что Франция признает независимость Нагорного Карабаха, и сдаваться не намерен.

Алиев также не желает идти на новую затяжную «заморозку» конфликта с немного измененной в его пользу линией соприкосновения. Пока стороны не договорились даже об обмене пленными и убитыми.

Эксперт предполагает, что с оглядкой на Россию воюющие страны пока не будут вести наступательных операций, а закрепляться на нынешних позициях. Но если добиться полного прекращения огня не удастся, то не исключено применение ракет Р-17 в Гяндже, что может привести к дальнейшему ужесточению конфликта. И Армения, и Азербайджан имеют в арсенале ракеты дальностью в 300–400 км. В данном регионе это фактически стратегическое оружие, которое может наносить урон по всему театру военных действий, пишет Фельгенгауэр.

По его словам, в Москве Путин хотел сыграть роль миротворца, что показывает влияние Кремля на постсоветском пространстве. Но вышло «не очень», считает эксперт. По его мнению, влияние оказалось в большей степени виртуальным: у Кремля нет реальных возможностей заставить участников этого конфликта быстро прекратить огонь в обход их собственного желания.

Но в обеих странах сейчас в обществе преобладают воинственные национал-патриотические настроения, и лидерам приходится с этим считаться больше, чем с желаниями Путина, считает Фельгенгауэр.

Премьер-министр Армении Никол Пашинян 14 октября рассказал, что армянским войскам пришлось отступить в двух направлениях в Карабахе. Об этом сообщает издание 360tv со ссылкой на «Интерфакс».Пашинян назвал ситуацию тяжелой. Он добавил, что обязан ставить в известность граждан.

Полная версия