Во Франции и ФРГ призвали власти РФ прекратить преследование и освободить главу карельского «Мемориала», историка Юрия Дмитриева.
Немецкий и французский омбудсмены Бербель Кофлер и Франсуа Крокетт в среду выпустили совместное заявление, где заявили, что «потрясены приговором» ВС Карелии, который увеличил историку срок с 3,5 до 13 лет, пишет DW.
Судебный процесс над Дмитриевым не был справедливым, заявляют они. По их мнению, «это новая попытка заставить замолчать тех, кто хочет проанализировать исторические преступления в России и сохранить память о сталинском терроре».
Они также выразили солидарность с историком и призвали власти РФ освободить его из заключения.
Ранее ВС Карелии изменил приговор Дмитриеву с 3,5 до 13 лет тюрьмы. Ужесточение наказания прошло по статье о насильственных действиях сексуального характера.
Председатель совета «Мемориала» Олег Орлов охарактеризовал решение ВС как неправовое, так как историк отказался от назначенного ему защитника. «Это месть тем, кто его защищал, плевок в сторону всей общественности, которая защищала Дмитриева. Месть той системы, которая себя считает наследницей советской системы», — заявил Орлов.
Журналист Дмитрий Колезев пишет, что «о Юрию Дмитриеву пошли сдержанно-обнадеживающие сигналы: сначала Песков сказал, что в Кремле более внимательно изучат дело (читай: Путину доложат, до того Путин был не в курсе деталей). А потом глава СПЧ Фадеев заявил, что наблюдаемое в Карелии «очень странно... Так не может быть». Появляется надежда, что Верховный суд «поправит» ВС Карелии, предполагает журналист.
«Разумеется, опять все на ручном управлении: нет даже речи о том, что высшая судебная инстанция сработает как независимый арбитр. Путин познакомится с делом и, если не поверит в вину Дмитриева, благосклонно разрешит вернуть «легкий» приговор в 3,5 года колонии. Но это будет зависеть от того, что именно доложат Путину, кто доложит и так далее», — пишет Колезев.
Он отмечает, что в общем позиция Путина и «Мемориала» по сталинским репрессиям совпадает — Кремль признает, что «массовые репрессии было преступлением режима». Поэтому есть надежда, что Дмитриев все-таки «получит высочайшее помилование», предполагает журналист. Но это не гарантирует того, что потом на его месте не окажется кто-то другой, замечает он.
Юрий Дмитриев занимался составлением и издательством Книг памяти жертв политических репрессий 1930-1940-х годов в Карелии. Также он обнаружил в регионе места массовых захоронений жертв репрессий в Сандармохе и Красном бору.