Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«В Арктической зоне такой аварии не было никогда»: оценен ущерб от разлива дизтоплива в Норильске

Режим ЧС введен в Красноярском крае. После аварии и пожара на ТЭЦ, принадлежащей «Норникелю», в реку попало более 20 тыс. тонн дизельного топлива.

Причина пока точно не установлена, но нарушение норм безопасности исключить нельзя — возможно, дешёвые материалы или эксплуатируемое до сих пор советское старьё. Зато ясно, что в Заполярье произошла грандиозная экологическая катастрофа. Ущерб пока оценивают в 100 млрд. рублей. Об этом рассказал эксзамглавы Росприроднадзора Олег Митволь, передает Znak.com.

Он отметил, что разлив дизтоплива и солярки отличается от разлива нефти. Нефть проходит по поверхности воды, а солярка находится в верхних слоях воды, со временем оседая на дно. По мнению Митволя, что касается аварии в Норильске, будут оцениваться 3 вида ущерба: 1-й — поверхностному слою почвы, 2-й — водной глади, 3-й — рыбохозяйственным водоемам.

«Если считать по методикам, утвержденным Минприроды, то ущерб можно оценить в сумму до 100 млрд рублей», — полагает он. Митволь считает, что на восстановление экологии может потребоваться 5-10 лет, если работы будут правильно организованы.

Он отмечает, что для восстановления срочно нужны спецоборудование и квалифицированные специалисты. «Самая сложная работа — собирать эти отходы», — подчеркнул Митволь. Он отметил, что «в Арктической зоне такой аварии не было никогда».

В Greenpeace также оценили ущерб от аварии. Урон только водным объектам может превысить 6 млрд рублей. Представитель российского отделения Greenpeace Владимир Чупров объяснил, что заграждениями можно собрать лишь малую часть топлива, поэтому большая его часть останется на земле и в водных объектах.

29 мая в Норильске разлилось примерно 17 тыс. тонн дизтоплива на подъездную дорогу к ТЭЦ-3 АО «Норильско-Таймырская энергетическая компания». По одной информации, в емкость с топливом врезалась легковая машина, резервуар разгерметизировался, что вызвало пожар. По другой версии, сначала резервуара с топливом разгерметизировался, после чего в место разлива топлива въехал автомобиль и из-за этого начался пожар.

В Генпрокуратуре выдвинули версию, согласно которой топливо попало в почву и расположенные неподалеку от места ЧП водные объекты: речку Амбарную, озеро и реку Пясино. В Росприроднадзоре сообщили, что ПДК вредных веществ на водных объектах в Норильске превышает норму в 10-ки тысяч раз.

В компании «НТЭК», где случилась авария, сообщили, что собрано свыше 100 тонн нефтепродуктов.

В связи с ЧП заведены 3 уголовных дела: о порче земли, о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ и о загрязнении вод. Начальник котлотурбинного цеха ТЭЦ-3 АО «НТЭК» проходит по делам подозреваемым, он задержан.

Политолог Мухамед Биджиев считает, что данное ЧП — только одно из многих свидетельств безответственности всех уровней власти, её неэффективности и безсистемности. Политолог Максим Жаров отметил, что президент во время совещания по аварии разнес главу Красноярского края Усса и при этом не упомянул фамилии главы Норникелят Владимира Потанина ни разу.

Но «спрашивать надо именно с него. И делать это публично», — считает Жаров. По его мнению, система, созданная под ручное управление и переживающая кризис, на другие попытки заставить ее заработать снова не отреагирует.

30 лет назад у берегов Аляски случилась похожая по масштабам авария (ЧП на танкере Exxon Valdez), её последствия полностью не ликвидированы до сих пор. Компания-виновник заплатила за ущерб и работы по ликвидации последствий около 6 млрд долларов.

В РФ компании нередко уходят от финансовой ответственности за нанесенный экологический урон. «Это должно прекратиться: Greenpeace обратился к правительству с предложениями изменить федеральные законы, чтобы предотвратить экологические катастрофы, подобные произошедшему на Таймыре», — сообщается на сайте Greenpeace.

Эксперт Общероссийского движения «Сильная Россия» по вопросам экологии Дмитрий Березуцкий отметил, что нужно оперативно ликвидировать последствия разлива топлива в Норильске. Оно продолжает дрейфовать и осядать на дне, становясь источником вторичного загрязнения, пояснил специалист. По его словам, нельзя допускать ситуации, которая надолго ударит по экологии региона, пишет ФАН.

Полная версия