Экономист объяснил, почему Китай так нервничает из-за претензий по пандемии
На прошлой неделе в ходе пресс-конференции Дональд Трамп дал понять, что США считают КНР виновным в дезинформации о коронавирусе, нанесшем огромный ущерб мировой экономике и унесшем немало человеческих жизней.
Экономист Вячеслав Иноземцев и политтехнолог Виталий Шкляров полагают, что претензии Трамп к Китаю справедливы. В ряде стран призывают провести расследование причин пандемии и не исключают, что Китаю придется возместить ущерб, нанесенный коронавирусом. В США уже поданы судебные иски.
Эксперты отмечают, что эти жесткие заявления прозвучали, когда Китай запустил свою пропагандистскую машину, пытаясь перенести ответственность на других и допуская непозволительные высказывания в адрес других стран. Власти разных стран все больше убеждаются, что коронавирус зарадился в Уханьском институте вирусологии. Его не удалось удержать в лаборатории из-за ошибки или небрежности.
Исследования, проводившиеся там, давно известны. В них участвовали ученые из США на гранты американских организаций. Поэтому ничего запрещенного в институте не происходило. Несмотря на это, Пекин отказывает международному сообществу в масштабном независимом расследовании работы лаборатории, что порождает разные слухи и обвинения.
Почему же Китай так поступает? Вряд ли в 12-миллионной Ухани ученые делали биологическое оружие и испытывали его на собственных гражданах, предполагают эксперты. Более вероятно, что риторика Китая объясняется стремлением авторитарного государства сохранить суверенитет и решить проблему самостоятельно.
Упрямство Пекина вскоре может привести к более серьезным последствиям как для Китая, так и для всего мира: научное и технологическое сотрудничество США и КНР прекращается, торговая сделка с США вряд ли осуществиться; американские, европейские и японские корпорации уже выводят производства из КНР.
Пекин рискует потерять статус крупнейшего поставщика товаров и услуг в Штатах. В Европе ряд стран сейчас закупает у стран Центральной Европы в 1,6 раза больше товаров, чем у Китая и формируют для страховки «индустриальный пояс» в Средиземноморье.
Экономический рост в Китае в последние годы имел в своей основе огромный кредитный «пузырь», из-за пандемии может начаться рецессия, которая может негативно повлиять на социальные и политические процессы страны. Поэтому непонятно, почему китайские власти сопротивляется усиливающимся требованиям расследовать историю возникновения нового вируса.
Начало эпидемии в Ухани произошло, когда Китай осваивался в роли новой сверхдержавы. Это, по мнению пекинских стратегов, исключало извинения, тем более — присутствие независимых наблюдателей, замечают эксперты. Китай исходил из того, что любое согласие с оппонентом есть проявление слабости.
«Ухань положил начало крупнейшей за последние полвека пандемии, обрушил мировые финансовые рынки, породил невиданную ранее остановку мировой экономики (совокупный ущерб $8–10 трлн) и при этом резко обострил отношения между Китаем и большей частью мира», — констатируют эксперты. По их мнению, в новом глобальном противостоянии последнее слово все же останется за Западом.