Москва
22 ноября ‘24
Пятница

«В РПЦ опасаются, что прихожане отвыкнут ходить в церковь из-за эпидемии» - мнение

В 42 регионах из 85 властям удалось договориться с представителями церкви о закрытии храмов для прихожан на Пасху.

Опыт «закрытой» Пасхи говорит об изменении роли церкви в обществе и о необратимых изменениях в самой церкви, считает журналист Александр Солдатов. Рушится идиллия церкви и государства, формировавшаяся с 90-х, полагает он.

Выяснилось, что власти и правоохранители могут говорить с РПЦ жестко, а верующих наказывать, если они нарушают некоторые предписания.

По мнению журналиста, теперь власть будет говорить с клириками по-новому, грубо. Жесткие методы правительства нанесут психологическую травму и представителям церкви, и прихожанам, считает он. В других православных странах — Украине, Сербии, Грузии — власти деликатнее общаются со своими церквами.

Сейчас в сознании верующих рушатся церковные мифы. Патриарх Кирилл ранее сообщил, что «спасение души возможно и без храма». А епископ Питирим заявил, что те, кто пришел в церковь во время карантина, «преступники, поправшие меры безопасности».

Но православные привыкли говорить на языке традиции, замечает Солдатов. И встроить в это традиционное понимание фразу «причастие — источник заразы и смерти» нельзя. Духовенство должно перевести новые «эпидемические» призывы на этот особый язык. Журналист считает, что с этой задачей в РПЦ не справились, что нанесло удар по традиции, по древнему укладу благочестия.

«Иерархия раскрыла «тайну», которую раньше держала за семью печатями, оберегая свои доходы и власть. Оказывается, «спастись можно без храма», «причащаться можно самим запасными Дарами», «службы можно совершать дома без священника», — пишет Солдатов.

Куличи и яйца можно освятить самостоятельно, окропив их святой водой. Пандемия закончится, но люди задумаются о ненужности большинства «услуг» церкви, считает Солдатов. По его мнению, это изменит саму церковь.

Также пострадает авторитет церковных иерархов, предполагает журналист. На протяжении развития эпидемии церковь проявляла определенную «гибкость»: в середине марта представители церкви делали заявления в том духе, что «храмы не закроются ни при каких условиях» и «зараза через причастие не передается», а в начале апреля изменили свою позицию на противоположную.

По мнению богослова, протодиакона Андрея Кураева, некоторые священники опасаются, что прихожане отвыкнут ходить в церковь. «У тех, кто совсем умный, есть опасения, что народ-то может за эти месяцы карантина расцерковиться, пересмотреть свою модель церковного поведения. Что, оказывается, есть другие пути проявления своей христианской идентичности, кроме как зажигание свечек в храме, — говорит Кураев.

«И, собственно, в Евангелии про свечки ничего не сказано. А про другие пути, как помощь другим людям и так далее, об этом-то там много сказано, о жертвенном служении», — размышляет богослов.

Полная версия