Ранее глава кабмина Михаил Мишустин одобрил идею заморозки цен на продовольствие. Инициатором выступила «Единая Россия» на встрече партийной фракции в ГД с премьером.
Результат «заморозки», если дело до нее дойдет, слабо предсказуем, считает журналист Михаил Шевчук. Похожие меры уже принимали и в 2007 (перед выборами) году, и в 2015 (во время роста цен из-за санкционных войн), замечает он.
Тогда власти не пользовались правом на директиву, но договаривались с торговыми сетями. Тогда это подавалось как «инициатива снизу», чтобы показать единство власти и бизнеса в условиях кризиса, а во-вторых, чтобы дать и ретейлерам возможность маневра, полагает журналист.
В действительности, цены продолжали расти, но сокращался ассортимент, снижалось качество продуктов, а многие малые предприятия уйти с рынка. А после прекращения «акции» сдерживаемые цены обычно росли.
Сейчас власти не говорят о добровольно-принудительном соглашении и не упоминают возможность переговоров. Не исключено, что так происходит потому, что запаса прочности для компромиссов у властей нет, и остается только вести разговор с позиции силы, предполагает журналист.
Возможно, что сейчас в правительстве уже обсуждается вариант нового соглашения, рассуждает Шевчук. По его мнению, сейчас ритейлеры вряд ли пойдут на конфронтацию с Мишустиным, поскольку это чревато последствиями. Если из-за возможной заморозки цен полки в магазинах опустеют, то последствия придется разгребать именно властям, замечает журналист.
По его мнению, в этой ситуации проще всего договориться сбросить цены на некоторые товары. По мнению публициста, «ничего, кроме громкой пиар-акции под рабочим названием «лимоны — народу», из идеи и на этот раз не выйдет».
Политолог Глеб Павловский также высказался о возможной заморозке цен на важные товары. По его мнению, такая мера возможна в некоторых ситуациях. При этом важно, кто ее будет осуществлять. Если ее будут лоббировать и осуществлять монополисты, то никакого смягчения не будет. «Вы получите еще одну инстанцию, контролирующих, как вы выживаете и в каких условиях. Это опасно», — считает политолог. Он сообщил, что выступает против заморозки цен.
Ценовые ограничения спровоцируют очереди, дефицит, придется вводить рационирование продуктов, карточки, считает экономист Алексей Захаров. Это железный закон: никто не будет готов торговать себе в убыток. Захаров отмечает, что любые ограничения порождают черный рынок с коррупционной наценкой, то есть дополнительное перераспределение от бедных к богатым, что сейчас крайне нежелательно.