Экономист объяснил, почему России нужно забыть про «дешевые понты» и договориться с Саудовской Аравией
Саудовская Аравия пригласила страны ОПЕК+ навстречу в формате видеоконференции.
9 апреля, спустя месяц после выхода РФ из сделки, после «нефтяной войны», объявленной в ответ КСР, стороны встретятся. Если они договорятся, то цена нефти может вырасти. Экономист, аналитик Михаил Крутихин рассказал, о чем смогут договорится стороны.
По его мнению, вряд ли 9 апреля уже что-то получится. Возможно, стороны примут декларацию о необходимости снижения добычи. Потом предъявят ее «большой двадцатке». Там тоже будет принята декларация, и уже потом пройдет новое заседание ОПЕК, где стороны, возможно, придут к какому-нибудь соглашению, считает экономист. Но этого может и не случиться, замечает он.
Из позиций некоторых участников, например, России, следуют требования, чтобы добычу снижали не только входящие в ОПЕК страны, но и другие: США, Норвегия. Саудиты хотят, чтобы сокращение отсчитывалось от состояния на конец 1-го квартала. К этому времени и они сами, и ОАЭ, и Кувейт уже заметно повысили добычу. РФ настаивает на том, что нужно взять среднее значение по 1-му кварталу и уже от этого гораздо более низкого значения отсчитывать.
Если отсчитывать по «саудовской» схеме, то РФ нужно будет снизить добычу на 1,5 млн баррелей в сутки, это 75 млн тонн в год. Экономист предполагает, что РФ не готова на такое сокращение, это очень большой объем сокращения.
России придется заглушить огромное количество скважин, они станут зарастать парафином, на Севере — промерзать, запустить их позже будет еще дороже, да и не все получится запустить заново, замечает аналитик. То есть Россия не сможет осуществить такое сокращение чисто технически.
Может получиться так, что все страны, пусть даже формально в силу падения спроса на фоне коронавируса, понижают добычу, а РФ придется нарушать эту конвенцию из-за невозможности технически понизить добычу. За это российские компании могут наказать, могут последовать санкции, предполагает экономист. Сначала они могут быть введены против государственных, а потом — против всех российских экспортеров нефти, рассуждает Крутихин.
Выйдя месяц назад из ОПЕК, РФ, видимо, недооценила партнеров, замечает он. Потенциал и стойкость сланцевых компаний США, саудовские возможности были недооценены, но были переоценены собственные, предполагает экономист.
РФ переоценила возможности ФНБ, денежные накопления нефтяников, качество запасов в РФ. «И в самый больной момент, когда тут еще и коронавирус, решили ударить по мировому нефтяному рынку, чтобы вывести из строя конкурентов, а потом сказать: мы тут на коне, у нас все отлично», — замечает экономист.
Но эти «дешевые понты» очень дорого обошлись России, считает он. В результате РФ может оказаться виновником всего этого нефтяного кризиса, предполагает аналитик.
Экономист Никита Кричевский в своем телеграм-канале прокомментировал оценку российской нефтяной отрасли и правительства РФ, данную аналитиком Михаилом Крутихиным.
Он отмечает, что Крутихин критикует российский режим, «стыдит Путина, которого просвещенные саудиты заставили извиняться, да и вообще пророчит непременный крах экономики». Кричевский пишет, что «российскую государственную нефтянку он поносит последние лет 20 без какого-либо конструктива и с таким же рвением раздаёт алармистские прогнозы». «Я тоже не одобряю многое из того, что творится в моей стране , но за Державу, ей-Богу, обидно», — пишет экономист.
9 апреля в 16.00 стартовали переговоры министров нефтедобывающих стран в формате ОПЕК+ о снижении добычи нефти и корректировке мировых цен. Главное внимание на этой встрече привлекает противостояние РФ и Саудовской Аравии.
ТАСС со ссылкой на источник в ОПЕК пишет, что саудиты не согласны на предложенное РФ снижение нефтедобычи на 14% от среднего уровня добычи в 1-ом квартале — то есть на 1,6 млн баррелей в день и настаивают, чтобы Москва согласилась на дополнительные ограничения.
«Нефтяной конфликт с Саудовской Аравией завершен капитуляцией России», — пишет публицист, социолог Борис Кагарлицкий. РФ соглашается снизить добычу. «Мудрость кремлевских стратегов зашкаливает: отказавшись подписать соглашение по-хорошему, ввязались в противоборство, в результате которого не только признали все требования саудовцев, но ещё и понесли колоссальные убытки и практически потеряли западноевропейские рынки», — отмечает публицист.
А что касается сланцевой нефти, то российские эксперты жалуются, что в отличие от США, которым очень легко скважины консервировать и потом возобновлять добычу, в РФ это крайне трудно, дорого и местами невозможно из-за климатических условий и низкого качества нефти, пишет Кагарлицкий.
«Многие скважины будут просто потеряны. Когда затевали ссору о таких мелочах не подумали? Ау, охранители! Где ваш великий стратег?» — иронизирует публицист.