Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Серьезнейшие изменения произойдут в экономике и в потребительских привычках из-за коронавируса» - экономист

Власти ряда стран в связи с пандемией коронавируса и ее последствиями выплатили своим гражданам денежные пособия.

В дополнение к выплатам многие государства ввели налоговые и кредитные каникулы, разрешив предприятиям и гражданам не платить несколько месяцев взносы в соцфонды, а также погашать различные кредиты.

Правительство РФ пока лишь предоставило налоговые каникулы, да и то не всем компаниям. Обещанные Путиным кредитные каникулы для бизнеса и отсрочка по всем налогам (кроме НДС) для малого и среднего бизнеса на полгода, пока официально не оформлены.

Экономист Олег Буклемишев оценил помощь правительства РФ бизнесу на фоне пандемии, а также высказал мнение о том, что будет с российской и мировой экономикой по окончании этого кризиса. Многие российские бизнесы находятся на грани разорения на фоне пандемии, а их обязательные платежи никто не отменял.

Среди этих платежей налоги, арендные платежи и кредиты. Если бы можно было решить сразу 3 эти проблемы, то любому бизнесу было бы намного проще перезапуститься после окончания эпидемии, полагает экономист.

«Мне представляется, что такого рода решения действительно нужны, и они рано или поздно, по-видимому, будут приниматься», - считает он. При этом очень важно, каких именно налогов коснутся эти послабления и как именно они реализуются, замечает он.

Буклемишев напоминает, что эпидемия закончится рано или поздно, а экономика останется. Тогда встанет вопрос - как восстанавливать производство и прежний уровень доходов. И в этой связи важно несколько вещей: например, разрушенные хозяйственные цепочки, технологические связи.

Если этого избежать не удастся (это зависит от действий местных властей), то последствия могут быть непоправимыми, предупреждает экономист. И с помощью денег в последствии эту проблему решить не получится, замечает он.

В качестве примера он приводит ситуацию, которая имела место в 90-х годах. Тогда многие предприятия разорились не из-за собственной неэффективности, а потому что ушли с рынка либо их поставщики, либо их клиенты.

Из-за этого разорились и перестали существовать многие предприятия, которые сами по себе могли успешно работать, замечает Буклемишев. По его мнению, нечто подобное может возникнуть и сейчас в условиях жесткого регионального карантина.

Экономист замечает, что «из этого кризисного леса» мир выйдет совершенно не в ту точку, с которой в него зашел. Предсказать, как она будет выглядеть, нелегко.

Экономист уверен, что поменяются предпочтения потребителей, структура отраслей, обслуживающих потребителей, и технологии в них. Какой-то бизнес навсегда перейдет в онлайн, какой-то «застрянет посередине между офлайном и онлайном», а какие-то виды деятельности вовсе исчезнут.

«Нас ждут серьезнейшие, глубочайшие изменения в мировой экономике, в международной торговле и в потребительских привычках. И, наверное, даже в социально-политических явлениях. Мало никому не покажется, это уж точно», — считает экономист.

Полная версия