«Путин бессилен внутри неэффективной системы»: почему антикризисные меры президента вряд ли помогут
Ранее глава МВФ Кристалина Георгиева заявила о наступлении рецессии мировой экономики, «такой же или хуже, чем в 2009 году».
Ряд экономистов предсказывает России годы тяжелых экономических и социальных испытаний. А глава «Роснефти» Игорь Сечин считает, что нефть вернется к 60 долларам уже к концу этого года. То есть, кризис не будет таким глубоким, как 10 лет назад: тогда ВВП России просел почти на 8%.
Экономист Дмитрий Травин предполагает, что Георгиева права. «Но это чисто интуитивная оценка, могу ошибиться. Мир столкнулся с совершенно невиданной угрозой в виде коронавируса. Так что ваш вопрос нужно задавать скорее медикам, чем экономистам», — замечает он.
«Если верны основанные на китайском опыте предположения о том, что через некоторое время страна преодолевает пик эпидемии и выходит из эпидемического кризиса, тогда ситуация наладится к концу года. Но мы не знаем точно, так это или нет, и не представляем, как долго эпидемия будет держать нас в состоянии ступора. Этого не знают и врачи, эпидемиологи. А китайские оценки не вызывают большого доверия. В таком авторитарном режиме, как китайский, с одной стороны, легче бороться с эпидемиями, а с другой — проще скрывать истинное положение дел», — считает эксперт.
Но если разорится малый и средний бизнес, безработными останутся миллионы пока еще занятых людей. Социальное, экономическое и политическое давление на власть серьезно возрастет. Справится ли она, задаются вопросом авторы издания Znak.com.
«Думаю, Путин будет пытаться решить эту проблему. Хоть многие бизнесмены ему не нравятся, он понимает, что ему нужно поддерживать социальную стабильность. Но проблема в том, что государство, построенное не на демократических принципах, не на контроле за властью, а на ее всесилии, не сможет принять хороших решений, даже если Путин будет выражать искреннюю заинтересованность в том, чтобы помощь дошла до малого и среднего бизнеса, и станет каждый день проводить совещания, требовать от подчиненных поддержать предпринимателей», — предполагает экономист.
По его словам, беда персоналистских авторитарных режимов состоит в том, что верховная власть на самом деле мало что контролирует, у нее не хватает для этого рычагов. «Путин может во всеуслышание заявлять, что необходимо сделать то и это, но в реальности не делается ничего. На протяжении всех последних 20 лет мы постоянно видим, как Путин возвращается к своим былым решениям, грозит какими-то карами, кое-кого даже наказывают, сажают. Но в целом-то ничего не меняется. По управляемости страна находится в том же состоянии, что и 20 лет назад. Просто стала побогаче за счет эффективной работы частного сектора и нефтедолларов. Но как только возникает серьезный кризис, мы видим, что система неэффективна, и Путин бессилен внутри нее», — замечает эксперт.
«Идеальный шторм Covid-19 готов всех вогнать в первобытное состояние. Падение нефти, вирус возвращает экономику России в лихие 90-е, когда заводы закрывались пачками. Urals при полетел вниз, уже миновал минимум 1999 года — $16,2 за баррель», — замечают авторы телеграм-канала «Газ Батюшка».
Конечно, выгадывать свои позиции будут все страны. «США, опасаясь за свой сланец и общее снижение добычи, все же решилось на роль посредника между Россией и саудитами. Однако и Кремль явно своего не упустит, поставив условие. Возможно, что им станет просьба смягчить санкционное давление, при обоюдных шагах (Мадуро слили)», — предполагают авторы канала.
«Но на каких бы тонах не общались президенты, загвоздка в том, что требуется еще один телефон, который стоит на украшенным золотом столе в Эр-Рияде», — отмечают они.