Москва
25 ноября ‘24
Понедельник

«Лимонов был проводником свободы» — Мартынов

«Лимонов целиком состоял из свободы и самодовольства. Самодовольство могло быть показным, чтобы не было так страшно. Но когда практикуешь его полвека, это уже не важно», — пишет политолог Кирилл Мартынов в связи с кончиной Эдуарда Лимонова.

«Самодовольство толкнуло Лимонова придумать себе специальный образ жизни. Он сыграл роль русского гения, как сам себе его представлял. Поскольку Лимонов никем всерьез не интересовался кроме собственной персоны, гения ему пришлось изобретать на коленке. Но где-то в середине девяностых, а может быть и раньше, тысячи мальчиков и девочек по всей стране воскликнули «Ого! Оказывается», так можно». Можно не проживать жизней своих родителей — старшего поколения из фильма «Маленькая Вера». И не становится советским милиционером. И не идти в бандиты. Можно стать писателем, что бы это ни означало, как Эдичка, или хотя бы устроить революцию«, — пишет Мартынов.

«Для молодых людей, часто самых умных, самых тревожных и потерянных на тысячекилометровых русских пустырях, Лимонов был проводником свободы. Можно поехать куда угодно, жить в Париже питаясь объедками. Можно свободно распоряжаться своим телом. Правила существуют только для тех, кто боится их нарушать», — отмечает публицист.

Все «лимоновцы» раскололись на две части, пишет политолог. «Кому-то дороже всего стала любовь к самому себе. Они так прочитали книги Эдварда, что поняли, он писал про них, это они должны быть на его месте. Другие остались на свободе. Это теперь мои друзья», — пишет Мартынов.

Авторы телеграм-канала «Толкователь» также высказались по поводу смерти Лимонова. По их мнению, «это был самый западный писатель из русских. Познавший Запад и понявший его правильно — без преклонения перед ним, как у советских писателей-диссидентов, живших там на подтанцовках, внизу пищевой пирамиды. Даже старик Солженицын ничего не понял о Западе, просидев взаперти в своём поместье в Вермонте на гранты ЦРУ».

Лимонов не только понял Запад, но и «импортировал оттуда тот пласт политической культуры (именно культуры, политики как перформанса) новых правых и новых левых. Той субкультуры, которая из-за железного занавеса прошла мимо нас — эстетического фашизма в его относительно травоядном итальянском виде и европейского левачества 1970-х. В этом смысле для вестернизации и эстетизации политики в России Лимонов сделал больше всех», — считают авторы канала.

По их мнению, именно в этом и была беда Лимонова и его партии. «Он опередил политическое время. Эволюционно даже до маргиналий европейского фашизма и левачества России идти ещё минимум одно поколение (лет 15-25). Мы только в самом начале создания политического в стране. В России ещё не совершена буржуазная революция, нет основ коммунального самоуправления, парламентаризма, независимости судов». Потому политика НБП* была обречена только на перформанс, считают авторы канала.

*Национал-большевистская партия (НБП) — российская общественно-политическая организация националистического характера, прекратившая своё существование. Запрещена в РФ.

Полная версия