Москва
3 января ‘25
Пятница

Как за амбициозные, но провальные проекты «Газпрома» платит вся Россия — экономист

«Стратегия развития «Газпрома», направленная на развитие экспортных поставок любой ценой, провалена, считает экономист Андрей Нечаев.

А компания истратила более 30 млрд долларов только на постройку нескольких газопроводов, отмечает эксперт.

После аннексии Крыма Болгария отказалась сотрудничать с РФ, затем строительство «Южного потока» в 2014 году. Строительство «Турецкого потока» затормозилось из нежелания Анкары строить трубопровод такой мощности: Турция уменьшила запланированные мощности в 2 раза, но и они теперь не используются. Турецкие потребители чаще предпочитают газ из Азербайджана или СПГ из других стран.

Теперь даже старый «Голубой поток» загружен только на 2/3, пишет Нечаев. Неясна ситуация с новым «Турецким потоком».

Как альтернатива задумывались «Северный поток-2» для поставки газа в ФРГ и «Сила Сибири» для поставок в КНР. Однако и эти проекты в силу управленческих ошибок сложно назвать успешными, полагает эксперт.

Строительство «СП-2» стоило 4,15 млрд евро за морскую часть и в 1,1 трлн рублей на создание наземной инфраструктуры. Ошибка состоит в том, что российский концерн начал строительство трубопровода, не получив разрешения от Дании на работу в ее территориальных водах, и без собственных технологий.

В итоге из-за санкций США в отношении швейцарской фирмы Allseas строительство затормозилось в 160 км от завершения. США показали свою силу.

С «Силой Сибири» также сложилась нелепая ситуация, пишет экономист. Стремление поскорее начать поставки в КНР привело к крупным ошибкам. Трубопровод проложили за 450 млрд рублей, на освоение Чаяндинского месторождения ушло еще 7 млрд.

Но из-за геологоразведческих ошибок и нарушений в разработке месторождения 20 скважин этого месторождения не дают топлива и трубопровод не заполнен. Заработать удалось лишь компаниям-подрядчикам, замечает Нечаев.

2019 год расставил точки над i, вскрыв массу проблем: отсутствие собственных технологий, необъяснимый выбор наиболее дорогих проектов, политизированная тяга к бесперспективным экспортным проектам, когда сама РФ газифицирована далеко не полностью, пишет экономист.

«А пока каждый из нас, оплачивая тепло, газ и электричество, заодно частично финансирует и амбициозные, но провальные проекты «Газпрома» и высокие зарплаты его топ-менеджеров», — замечает эксперт.

Полная версия