Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Странная сделка: зачем правительству доля ЦБ в Сбербанке

На днях стало известно, что правительство покупает за 2,8 трлн рублей контрольный пакет Сбербанка, который принадлежит ЦБ.

Это будет сделано за счет средств ФНБ. По мнению журналиста Юлии Латыниной, «это совершенно грандиозная операция по обналичке Фонда национального благосостояния с помощью Сбербанка. Сбербанк в данном случае выступает как инструмент обнала».

По словам журналиста, обычно обнал (перевод денежных средств из безнала в нал) происходит так. Оформляется некая фиктивная услуга, — например, глиняный горшок, стоимостью 1 млн, и этот миллион платится продавцу горшка. В действительности этот миллион сам себе платит покупатель горшка. Посредник, выполняющий операцию, получает процент, и фирма получает свои же деньги, но в другом состоянии, — например, в виде наличных.

По мнению Латыниной, то же происходит со Сбербанком: роль глиняного горшка исполняет Сбербанк, а роль помывочной конторы — Центробанк. Все это делается для того, чтобы перевести госсредства из ФНБ в бюджет, откуда их можно будет тратить, считает журналист.

По словам Латыниной, вся эта операция — не некое «ужасное мошенничество», как раз наоборот. Эта операция позволит «оставить целыми наших макроэкономических монетарных овец, накормить волков, не дать им разорвать Фонд национального благосостояния и еще на образовавшийся излишек шерсти и мяса заткнуть дыру в ЦБ».

В ФНБ направляются излишки с экспорта нефти и газа, чтобы они не разгоняли инфляцию. Вокруг фонда постоянно «роится куча претендентов» на эти средства. Чтобы избавиться от этих претендентов, глава Минфина Силуанов ввел правило: пока ФНБ менее 7 % ВВП, средства из него нельзя расходовать.

Недавно сумма средств в ФНБ превысила 7 % от ВВП, и претенденты на средства фонда появились снова. Поэтому в Минфине и родилась идея — потратить средства на покупку Сбербанка. Вследствие этого объем ФНБ уменьшается на 2,5 трлн рублей, денег в нем снова станет меньше 7 % ВВП, а вместо 2,5 трлн в ФНБ окажется Сбербанк, предполагает Латынина.

ФНБ — это средства, накопленные для будущих поколений, отмечает Латынина. По ее мнению, Сбербанк — действительно хороший актив, имеющий высокую рыночную стоимость. ЦБ — регулятор, и «нехорошо», чтобы он владел пакетом акций коммерческой кредитной организации, считает журналист.

Из 2,8 трлн рублей Центробанк заберет себе около 700 млрд и истратит их на собственные нужды. Половина этих денег, как считается, будут старые долги ВЭБа, остальные, вероятно, будут истрачены на санацию «Открытия» и прочие расходы, пишет Латынина.

По закону ЦБ свою прибыль должен перечислять в казну. Она составит 1,8 трлн рублей и будет перечислена, но уже не в ФНБ, откуда их нельзя потратить, а в бюджет, откуда 700 млрд рублей, по слухам, будут потрачены на погашение долгов оборонки, а прочее будет направлено на нацпроекты. После этого всем, кто снова придет за деньгами в ФНБ, откажут, поскольку находящаяся в нем сумма снова будет менее 7 % ВВП, пишет Латынина. То есть, «это операция по обналу ФНБ через Сбербанк, причем с минимальными потерями для финансовой стабильности», — считает журналист.

Правительство одобрило изменения в законодательство о покупке у ЦБ контрольного пакета акций Сбербанка, передает «Парламентская газета». Такое решение было принято на заседании Правительства в четверг, с его стенограммой можно ознакомиться на сайте кабмина.

Полная версия