Многие удивляются, зачем Путину настолько расширять полномочия главы государства, как это предусматривается конституционными поправками: он, мол, и без них может все, что захочет, замечает политолог Игорь Клямкин.
Но ведь поправки эти предопределяют его судьбу и после ухода с президентской должности, они призваны обеспечить политическую устойчивость и неуязвимость политически слабому преемнику, то есть его максимальную независимость от других ветвей власти, отмечает политолог. Но почему при этом увеличиваются полномочия ГД в формировании исполнительной власти, президент и сам объяснил: чтобы перенести на нее ответственность за деятельность руководства страны, а с президента ее снять, оставив за ним право увольнять кабмин и распускать Госдуму в случае 3-хкратного ее отказа утвердить президентскую кандидатуру на пост премьер-министра.
Так достраивается система конституционно узаконенного выборного самодержавия, считает политолог. Сосредоточение всей полноты власти в руках президента, направляемого и при необходимости сдерживаемого членами госкорпорации (Госсовета), — в этом усматривается гарантия и жизнестойкости системы, и будущего благополучия ее нынешнего персонификатора, замечает политолог. Ну, а подразумевается ли продление полномочий Путина еще на 6 лет (через досрочные выборы в связи с изменением Конституции) или на 2 срока (через обнуления всех прежних сроков и тоже в связи с изменением Конституции) — это другой вопрос.
И вопрос о его статусе после ухода с президентской должности — как главы Госсовета или каком-то ином — тоже другой, отмечает эксперт.
По мнению политолога, смысл конституционной спецоперации заключается в «сохранении и укреплении сложившейся политической системы в не лучшие для нее времена, упреждении внутренних войн в ней под воздействием новых вызовов и обеспечении устойчивого положения будущему политически слабому и зависимому «своему» президенту». При этом и статус у Путина будет, какой нужно, и влияния достаточно даже при отсутствии властных полномочий«, отмечает политолог.
Падение рейтинга Путина с 59% до 35% (и остановки у падения нет, и видимо, не будет) многие политические комментаторы опять обсуждают с точки зрения краткосрочных выводов. Это общая беда политического класса России, живущего от выборов к выборам в ЕДГ, т.е. с горизонтом планирования в несколько месяцев, считают авторы телеграм-канал «Толкователь».
Стратегически же, на среднесрочную перспективу, ситуация, в которой ни сам Путин, ни АП и не предпринимают никаких усилий по возгонке рейтинга президента, говорит об одном: он ему больше не нужен. А не нужен потому, что Путин, видимо, принял для себя решение больше никогда не проходить через выборные процедуры, предполагают авторы канала.
Также это означает, что Путин больше не имеет возможности своим высоким рейтингом затыкать дыры в других лакунах власти, а также распределять свою харизматическую легитимность среди других игроков политического поля. Каждый теперь среди высших 1000 семей сам за себя. Перераспределение власти уже началось, считают авторы канала.