«Стигматизация ВИЧ гораздо страшнее, чем сам вирус»: о проблеме распространения СПИДа в России
Журналист Юрий Дудь снял фильм «ВИЧ-2020».
По его словам, одной из целей картины стала борьба с дискриминацией людей с положительным статусом. «По количеству новых заболеваний ВИЧ Россия сравнима — и в это действительно тяжело поверить — с некоторыми странами Африки», — отмечает журналист.
Специально для нового выпуска Дудь пообщался с ВИЧ-положительными людьми, которые рассказали, как узнали о своем статусе. Так, общественный деятель и журналист Антон Красовский признался, что ему легче было решиться на каминг-аут, чем говорить о ВИЧ.
Блогер признается, что изначально фильм снимался в просветительских целях. Погрузившись в тему, Дудь и его команда поняли, что в РФ есть еще одна важная проблема: люди, живущие с ВИЧ, постоянно подвергаются дискриминации, в том числе, из-за банального «незнания».
Новый фильм Дудя уже посмотрело примерно столько же человек, сколько столкнулось с этим вирусом в России, — около 1 миллиона. Ни одна страна не может позволить себе «выключить из жизни» такое количество людей, отмечает журналист, телеведущая Тина Канделаки. Любой продвинутый человек знает, что с этой болезнью можно жить долго, счастливо и полноценно. Все, что для этого требуется от самого человека, — дисциплинированно принимать медикаменты, отмечает телеведущая.
От общества требуется намного больше, считает она. «Стигматизация ВИЧ гораздо страшнее, чем сам вирус. Ей банально болеет куда больше людей. Люди продолжают шарахаться от непонятной им болезни, и я надеюсь, что после фильма Дудя таких людей станет меньше», — пишет Канделаки.
Государство тоже может сделать больше, чем оно делает сейчас. Оставляя за скобками доступность качественных лекарств (это просто стандарт полноценной поддержки): необходимо сделать все для искоренения дискриминации носителей вируса, считает журналист.
«Я считаю, что отказ в работе, отказ в тех или иных услугах по причине болезни должны быть строго наказуемыми проступками. Моральный компас часто подводит людей, и здесь государство должно задавать универсальные правила поведения и санкции за их нарушение», — полагает она. Болезнь — это не приговор, приговор — это отсутствие эмпатии, считает Канделаки.