В конце прошлого года все ожидали, что РФ и Белоруссия подпишут масштабный план интеграции.
Одни говорили, что РФ начнет поглощение Белоруссии, чтобы разрешить проблему 2024 года или просто поднять рейтинг. Другие надеялись, что страны лишь формально подпишут документы. Однако РФ и Белоруссия не договорились даже о символических соглашениях, отмечает журналист Артем Шрайбман.
Вместо этого начался новый нефтегазовый спор, из-за которого интеграционный диалог может вовсе прекратиться. Существенная проблема обнаружилась в последний момент. Сначала президент РФ, а потом и премьер заявили, что для полной интеграции требуется формирование наднациональных органов и единой валюты. Эти пункты указаны в 31-й дорожной карте, которую Белоруссия не хочет подписывать.
Изначально было ясно, что глубокая интеграция не заработает без общих институтов, отмечает политолог. Однако целый год страны делали вид, что могут интегрироваться глубже, чем сейчас и без создания институциональной надстройки.
Когда выяснилось, что Минск не намерен утверждать дорожные карты без нефтегазовых уступок, в Кремле, вероятно, решили закончить с дипломатией и сообщить, что они в действительности хотят — полноценного политического союза. После этого компромисс стал невозможе, отмечает журналист.
Наднациональные органы и общую валюту теоретически Лукашенко принимает, но лишь если в этих органах и вопросе выпуска валюты Минск будет иметь такой же голос, как и РФ. По мнению Шрайбмана, РФ на это вряд ли когда-то согласится. Без подобных гарантий обсуждать эти вопросы для Лукашенко опасно — это торговля суверенитетом, замечает журналист.
К новому году стороны не подписали контрактов по нефти и не согласовали цены на газ. Путин и Лукашенко поговорили по телефону 30 и 31 декабря. В итоге стороны договорились сохранить прошлогоднюю цену на газ еще на 2 месяца. Но нефть из РФ 1 января перестала поступать на белорусские НПЗ.
Причина — разногласия сторон в ее стоимости. Нефть из РФ для Белоруссии подорожает вследствие налогового маневра, в текущем году она должна стоить 83% от мировых цен.
Перестав закупать нефть на условиях РФ, белорусский президент пошел на принцип, не захотел терпеть унижения, считает Шрайбман. Сейчас по теме нефтяных разногласий российские чиновники отговариваются общими фразами, РФ решила выжидать.
Тогда Лукашенко заявил, что, если РФ не желает идти на компромисс, Минск начнет искать других поставщиков нефти. Позднее он признал, что без российского топлива страна обойтись не сможет. И распорядился понизить ее долю в импорте до 30–40%, не смотря на то, что придется закупать нефть в других местах по более высокой цене.
По мнению журналиста, поиск альтернатив российский нефти — это не экономическое, а политическое решение. Лукашенко задумал лишить Кремль одного из его основных козырей в диалоге, считает Шрайбман. Пока неясно, как долго Лукашенко сможет это себе позволять, особенно в год президентских выборов, отмечает журналист.
Норвежская нефть, которую так ждут в Белоруссии, оказалась на четверть дороже российской. Тонна норвежской нефти, вместе с транспортировкой и перевалкой обошлась в 520 долларов. Российская примерно на 130 доллров дешевле за тонну.
При этом столь ценный груз во всех смыслах (80 000 тонн) Белоруссия не может получить из-за непогоды, сообщает Sputnik со ссылкой на источник в порту Клайпеды. Планировалось, что судно Breiviken пришвартуется в Клайпедском порту днем 22 января, после чего начнется его разгрузка. Однако, по информации представителя порта, из-за сильного ветра танкер пока находится на рейде.