Предложенные президентом изменения Конституции многие политологи рассматривают с точки зрения того, как это поможет ему самому управлять РФ после 2024 года.
Но как новая система будет работать без Путина? - задается вопросом политолог Георгий Бовт. Во время перестройки руководство страны произвело изменения - в Конституции появились должности президента и вице-президента. Это послужило поводом для попытки госпереворота и распада страны, пишет Бовт. Тогда Россия познала на опыте, что институты не создаются «с нуля», копируя зарубежный опыт (США и других стран), они должны вызреть. Кажется, этот исторический урок до сих пор не выучен считает политолог.
Конституция 1993 года создавалась и под конкретную ситуацию (после расстрела Верховного совета), и под конкретного человека Ельцина. После его ухода вся конструкция «заиграла» совсем иными красками, еще до поправок, принятых при Медведеве, отмечает политолог.
Сейчас основной закон хотят изменить еще сильнее. И многие при этом считают, что при Путине в роли главного регулятора политических процессов это будет работать. А если вдруг он не сможет быть этим регулятором по какой-либо причине?
Например, новый президент вступает в конфликт с Конституционным судом, пытается уволить неугодного судью, провоцируя масштабный конфликт в элитах. А глава Госсовета при этом принимает сторону КС. А премьера поддерживает большинство в ГД и это не «ЕР»). К тому же замглавы Совбеза может начать свою политическую игру.
Также президент и глава Госсовета могут вступить в конфликт, а просто уволить премьера президенту будет трудно. Даже между Медведевым-президентом и Путиным-премьером было не все всегда гладко, отмечает политолог. К тому же и внутри Госсовета может возникнуть раскол на сторонников президента и главы Госсовета или сторонников замглавы Совбеза, замечает Бовт.
В структуру власти вводят совершенно новый орган Госсовет. Пока ни принципы его работы, ни полномочия не указаны. Этот орган может конфликтовать и с АП, и с кабмином, также не исключено, что он будет дублировать Совфед. «В новой системе ослабляются не ориентированные на конкретного человека сдержки и противовесы», - отмечает политолог.
Нарушается и принцип разделения властей. Так, исполнительная власть может вмешиваться в дела судебной (право предложить снятие члена КС из-за недоверия к нему). Также президент получает право «супервето», поскольку сможет с помощью КС заблокировать любую законодательную инициативу еще до стадии принятия. И непонятно, что при этом сможет сделать председатель Госсовета. Пока он представляется «искусственным» институтом, не вызревшим в обществе и внутри системы. При этом он отнимет у прочих институтов их полномочия, что может негативно отразиться на устойчивости всей системы, считает политолог.
«Просматривается огромное пространство для политических «разводок», которые будут тем сильнее, чем сильнее окажутся, не дай бог, межличностные противоречия между будущими руководителями страны», пишет Бовт. По его мнению, это создает основания для ослабления прочности основ конституционного строя при возникновении внутренних кризисов.
Такое уже было в позднем СССР и РФ в 1991–93 годах. По мнению политолога, к новой системе предъявляются повышенные требования в плане способности правящей элиты договариваться и находить компромиссы, а не только исполнять команды сверху.
Российская Конституция, созданная «в своё время на потребу дня, под Ельцина, и уже дважды изнасилованная (пресловутым «подряд» и положением о шести годах президентства), давно почила и погребена под силовым попранием гражданских прав, отсутствием свободных выборов и судебным произволом», — пишет профессор Вера Афанасьева в своем телеграм-канале «Город Глуповъ». «Погибнет и этот недоношенный путинский уродец», — считает она.