Изменение Конституции, предложенное президентом входе послания Федеральному Собранию, может состояться осенью 2020года.
Это открывает Кремлю возможности для построения произвольной системы управления РФ за пределами 2024 года, полагает политолог Кирилл Мартынов. При этом приоритеты прав человека, закрепленные первыми главами нынешней Конституции РФ, могут быть поставлены под сомнение, считает он. Так, российская Конституция должна превалировать над международными соглашениями, в которые вступает Россия. Российский суверенитет должен быть важнее, и это вызывает целый ряд вопросов.
Выбранный вариант транзита власти после окончания полномочий нынешнего президента несет много рисков — от гражданского раскола по вопросу судьбы действующей Конституции до новых внутриэлитных конфликтов за раздел сфер влияния в новой системе управления, считает политолог.
Госсовет (клуб губернаторов) закрепят в Конституции, сделав этот орган более незыблемой частью государственной системы. Не исключено, что Путин возглавит его после 2024 года. Возрастет роль парламента, которому передадут первую роль в назначении премьера и вице-премьеров. При этом у президента будет право отстранения премьера.
Из статьи о сроках Конституции уберут слово «подряд». То есть если Медведев станет президентом после 2024 года, он сможет быть им всего один срок.
Президент при этом сохранит контроль за силовиками, назначение руководства силовых ведомств, включая прокуроров регионов, будет осуществляться через консультации с Совфедом. Также президенту предоставляется возможность через запрос в КС проверять законы, принятые парламентом, на соответствие основному закону. Еще он сможет при поддержке Совфеда увольнять глав Верховного и Конституционного судов.
Столь масштабные изменениями в Конституцию больше похожи на принятие новой, отмечает Мартынов. «Пока не ясна роль самого Владимира Путина в новой конфигурации власти: здесь есть широкое пространство для маневра», — пишет он. Эксперт предполагает, что при сохранении запрета на занятие 3-го подряд президентского срока и ослаблении президентских полномочий он может одновременно претендовать на пост премьера и главы Госсовета.
Предлагаемые изменения говорят о формальном подчинении президенту основных силовых структур: возможно, это признак того, что измененная Конституции видится в Кремле стратегически — на период дольше 2024 года. Так, авторы изменений в основной закон стараются избежать концентрации власти в руках единственного преемника Путина и борьбы за звание преемника.
Предполагается столь масштабное изменение конституции, что власть должна получить на него одобрение россиян. Поэтому изменения структуры управления РФ будет сопровождаться лозунгами борьбы за социальную справедливость, считает политолог. В измененной Конституции предлагается закрепить МРОТ в соответствии с минимальным прожиточным уровнем и регулярную индексацию пенсии.
Запрос на перемены — на решение «проблемы-2024» (кто возглавит РФ после Путина) назрел не в стране, а во властных элитах, и к началу 2020 года стал критическим, считает Мартынов. Поэтому этот «запрос на то, чтобы ничего по возможности не менять, будет в течение ближайших месяцев оформляться в виде «массового низового демократического движения» в поддержку новой Конституции и социальной справедливости», пишет он. При этом для решения своих политических вопросов, в «Кремле могут сделать несколько широких жестов» в сторону граждан, считает политолог.
В сентябре 2020 года вместе с голосованием по изменению Конституции могут пройти досрочные выборы в ГД. В 2021 году — выборы президента с новыми полномочиями, предполагает политолог.
Ранее президент Путин предложил назначить премьер-министром главу ФНС Михаила Мишустина. Под руководством Мишустина при росте экономики в 2-3% в год поступления налогов в бюджет за 5 лет выросли на 39%, а собираемость НДС стала лучшей в мире.