Слово «холоп» стало главным словом 2020 года, считает писатель, поэт Дмитрий Быков.
Фильм Клима Шипенко «Холоп» собрал в прокате 2 млрд рублей. И политик Жириновский называл людей, которым раздавал деньги и чебуреки на Красной площади, «крепостными и холопами». Политик уже попытался оправдаться: он заявил, что слово «холоп» неоскорбительно, оно однокоренное с «хлопцем».
Это слово можно применить ко всем россиянам: все тотально зависимы, считает Быков. Это тот редкий случай, когда с Жириновским сложно спорить, полагает он. Писатель похвалил фильм Шипенко — по его мнению, это одна из «точных сатирических комедий», снятых в последнее время; особенно смешным этот фильм не назовешь.
Это скорей притча о том, как представителя зарвавшейся элиты поместили в декорации крепостной России примерно за год до отмены рабства. Так в нем хотели воспитать смирение и готовность к смелому поступку. Но обнаружилось, что смирение воспитать очень легко, мажор послушно выполняет все трудовые повинности, но как доходит до защиты любимой и бунта в целом, выясняется, что он может лишь бежать, «и вся декорация насмарку», пишет Быков.
По его мнению, сюжет фильма основан на произведении Некрасова «Последыш». Там мужика уже после отмены крепостного права, чтобы не огорчать барина-паралитика, попросили временно сыграть холопа, дать себя выпороть, но не на самом деле, а чтоб он только кричал, притворяясь, что его бьют. Этот мужик согласился, но на следующий день умер. По словам писателя, можно было терпеть крепостное право, пока его не отменили, но его возвращение было уже нестерпимо.
«С Россией проделали именно такой фокус — посулили свободу, а потом вернули в крепостное состояние», считает он. Причем в крепостничество вернулись все, и олигархи в том числе. «Воспитать привычку к бесправию действительно удалось», — считает писатель.
Правда при этом выяснилась одна сложность: холоп является холопом во всех своих проявлениях и ждать от него подвига не стоит, отмечает писатель. «Его бабу будут тащить хоть в татарский плен, а он будет только повторять: «Дай Бог здоровья»», — пишет Быков.
«И вот вопрос: холопы, которые понимают, что они холопы, — они свободнее или нет? По-моему, они еще хуже. Особенно если им смешно», — замечает писатель.