«Горящий фюзеляж — это уже ближе к теракту»: эксперт о крушении Boeing в Иране
8 января летевший в Киев украинский Boeing 737 разбился у тегеранского аэропорта.
В управлении ЧС Ирана сообщили, что всего совершало перелет 179 пассажиров и членов экипажа. Все они погибли. Авиаэксперт Вадим Лукашевич высказался по поводу возможных причин трагедии. По его словам, пока, сразу после крушения, нельзя исключать ни одну из версий, включая техническую, теракт внутри лайнера или подбитие его ракетой. Все заявления в духе «этого не могло быть» говорят только о том, что именно эта причина очень нежелательно для отрицающего, считает эксперт.
Лайнер потерпел крушение над «горячей точкой», во время обострения военно-политического конфликта, поэтому версии о теракте на борту или внешнем воздействии ракетой должны быть приоритетными, пока не доказано противоположное, считает Лукашевич. Предполагаемое «возгорание двигателя» также может быть последствием воздействия извне: двигатели сами по себе возгораются очень редко и последствия при этом не так разрушительны, а попадание в двигатель управляемой ракеты с инфракрасной головкой самонаведения может спровоцировать пожар в воздухе, считает эксперт.
По его словам, пожар двигателя является следствием чего-то произошедшего с лайнером. По характеру выпадения обломков с большой долей уверенности можно утверждать, что лайнер был разрушен от взрыва при ударе о землю, пишет Лукашевич. На одной из записей трагедии можно увидеть огонь, падающий на землю под крутым углом, то есть Боинг уже при падении был неуправляем, отмечает эксперт.
Он только что взлетел, двигатели работали на максимальной мощности, баки были хорошо заправлены. С учетом присутствия открытого огня при ударе о землю взрыв был неизбежен, что можно увидеть на обломках — все они небольшие, практические, пишет Лукашевич. Все люди на борту погибли мгновенно, считает он.
После крушения малазийского Боинга МН17 над Донбассом Украину часто обвиняли, что она не закрыла воздушное пространство над АТО. Расследование DSB показало, Киев имел все основания, но он не был обязан это делать из-за отсутствия четких правил. Их отсутствие признали несовершенством ICAO.
Что касается трагедии украинского Бонга, то все намного хуже, пишет Лукашевич. Иран атаковал базы США в Ираке и, ожидая ответных ударов, привел в боевую готовность свои ПВО. В подобной ситуации Иран был обязан закрыть свое воздушное пространство для гражданских лайнеров, считает эксперт.
Появились первые данные по расшифровке «чёрных ящиков», из которых якобы следует, что «связь с самолетом пропала сразу после взлета», и он «после обнаружения проблем развернулся и пытался вернуться на аэродром». Что здесь от домыслов СМИ, а что от собственно «чёрных ящиков» — непонятно, пишет Лукашевич.
Но если это так, то расшифровка бортовых самописцев ставит новые вопросы, а не отвечает на существующие, полагает он. «Какая связь между потерей связи и последующим пожаром? Что же там все-таки горело — фюзеляж или двигатель? Двигатель гореть может, но горящий фюжеляж — это уже ближе к теракту».
Фото носовой части российского ЗРК «Тор» ничего не доказывает даже в случае подлинности самого снимка, считает эксперт. Фрагмент ракеты не обязательно может иметь отношение к разбившемуся Боингу — внешнее воздействие на самолет докажут только поражающие элементы боевой части ракеты, обнаруженные в телах пассажиров, багаже или в обломках воздушного судна, отмечает он.
[INCUT-R]
По его мнению, даже если по результатам расследования выяснится, что лайнер разбился вследствие «собственных» причин (технические, погода и человеческий фактор), поведение Ирана было преступно, поскольку страна не обеспечила безопасность гражданского авиасообщения.
Источники CBS News в правительстве США уверены, что украинский авиалайнер сбил Иран. Разведка зафиксировала включение радара и пуск двух ракет незадолго до падения «Боинга» недалеко от аэропорта Тегерана. На месте крушения, якобы, найдены части ракеты.
Канадский премьер Джастин Трюдо подтвердил, что «Боинг» был, вероятно, сбит иранской ракетой. На борту было 63 канадца. Такой же вывод сделали и американские власти. Но со стопроцентной уверенностью пока никто ничего не говорит.