Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

Эткинд: «Беда не в нашей лени и глупости, а в глупости и корысти правителей»

Писатель Дмитрий Быков обсудил с историком, литературоведом Александром Эткиндом новую книгу последнего «Природа зла. Сырье и государство».

В ней изложена новая парадигма для разговора о природе власти. По мнению Эткинда, история человечества в огромной степени является историей сырья, в том числе нефти. И плюсов в этом нет, считает он. Нефть доводит эксплуатацию природы до абсурда, считает историк. Когда минусов от добычи становилось слишком много, добычу прекращали.

Эткинд сравнил Норвегии и РФ в отношении добычи углеводородов. Норвегия также добывает нефть, но полученные от ее продажи средства не потребляет. Если бы РФ в прошедшие 20 лет дорогой нефти не расходовала нефтяные деньги, к настоящему времени она бы преобразилась, считает он. «А теперь, чтобы слезть с иглы, понадобится новое смутное время. Но потом, я верю, все будет хорошо. Это одно-два поколения», — пишет Эткинд.

Русские не глупее и не ленивее норвежцев, отмечает он. Специальной породы лентяев вовсе нет. Во всем мире русские в профессиональном плане довольно успешны, отмечает историк. «Беда не в нашей лени и глупости, а в глупости и корысти правителей», — считает он.

Между нефтяной вышкой и вертикалью власти есть прямая связь, полагает Эткинд. В отдельных странах, например, в Венесуэле, осмыслением этой темы не занимались, но в Кремле все хорошо понимают, считает историк.

Так возникает паразитическое государство. Это такое государство, «которое обладает атрибутами государства, но не выполняет его функций», считает Эткинд. Среди них и карательные, и декоративные атрибуты. «Кремль, например, разве не атрибут власти?» — задается вопросом историк.

Он рассказал, что верит в цикличность русского бунта. Последний раз Россия бунтовала во время перестройки, «сейчас вертикаль снова идет вразнос», считает он. Этот процесс будет очень труден. Конкретные сроки не предсказуемы, но очевиден вектор, полагает он.

Россия в 20-е годы прошлого века переживала интеллектуальный взрыв. И в культуре, и экономика, но это выдохлось, замечает собеседник Эткинда. Почему же так случилось? — задается вопросом Быков. «Моя главная максима: во всем виновна власть. Это она взялась делать общее счастье, она же и провалилась», — ответил Эткинд. Государство, нацеленное на укрощение, начало воевать с культурой и победило, считает он.

Полная версия