Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

СМИ обнародовали секретные документы о репрессиях Китая против уйгуров

New York Times получила более 400 страниц внутренних документов китайского правительства, проливающих свет на репрессии против уйгуров.

Последние несколько лет Пекин преследует уйгуров, казахов и других мусульман, пишет издание. Сотни тысяч людей вывозят в лагеря перевоспитания, где заставляют отказаться от языка и религии. Уйгуров травят и в повседневной жизни: те, кого пометили как неблагополучных (например, за посещение мечети), будут постоянно иметь проблемы с полицией и не смогут посещать общественные места.

Все началось в 2014 году, когда боевики-уйгуры порезали более 150 человек на вокзале в столице региона. Председатель Си Цзиньпин призвал местных чиновников искоренить терроризм и сепаратизм любыми методами. В 2016-м новый первый местный секретарь компартии Чэнь Цюаньго принялся воплощать волю Си.

Среди документов, к которым получила доступ газета, — инструкция от властей, как вести себя со студентами-уйгурами, которые вернулись домой на каникулы и увидели, что родителей нет. Чиновники должны отвечать, что родственники не преступники, но не могут покинуть специальную государственную школу. Самым непонятливым инструкция предписывает объяснить, что родственники заразились вирусом исламизма, и намекнуть, что от поведения студентов зависит, как долго они пробудут в заключении.

Некоторые члены партии сомневались, что нужно действовать столь жестко. У главы уйгурского уезда Яркенд Ван Юнчжи были свои соображения о том, как бороться с экстремизмом и насилием.

Он решил, что нет ничего страшного в том, чтобы иметь дома Коран, и заявил начальству, что массово посылать работоспособных людей в лагеря — безумие. Ван перешел черту, когда приказал отпустить 7000 узников в самый разгар репрессий в 2017 году. С тех пор его обвинили в неподчинении приказам и коррупции и чиновник исчез из публичного поля.

The New York Times утверждает, что документы слил высокопоставленный политик, который не хочет, чтобы партийное руководство ушло от ответственности за свои преступления. Значит, в Компартии Китая больше разногласий, чем кажется.

Полная версия