Для Европы газ важнее Крыма: почему ЕС все же пошел навстречу России
«Северный поток-2» все-таки построят: спустя два года Дания разрешила «Газпрому» построить участок трубы на своей территории.
Против выступали Украина, Польша и США — Белый дом даже пригрозил очередными санкциями. Екатерина Котрикадзе объясняет, почему Европа все же пошла навстречу России. «Что мы знаем о «Северном потоке-2», если мы — не эксперты в нефтегазовой сфере, а простые обыватели? Многие страны высказывались против этой трубы. Почему против? Потому что трубу прокладывает Россия, которая аннексировала Крым, нарушила международное право, за что попала под американские и европейские санкции, а также была выдворена из «Большой восьмерки».
«Сколько раз мы слышали заявления чиновников и политиков разного уровня значимости о недопустимости сотрудничества с «Газпромом» и невозможности доверять Кремлю? Много раз. Что в итоге получилось? Деньги. Деньги решили всё», — отмечает журналист Екатерина Котрикадзе. В ближайшие месяцы — скорее всего, в начале 2020 года, — Nord Stream 2 протяженностью 2400 километров будет завершен и запущен. В этой истории (помимо России, чьи интересы понятны) несколько основных игроков: США, Европа и Украина.
Киев категорически против «Северного потока-2», поскольку газопровод прокладывается в обход украинской территории. То есть Украина теряет доход от транзита — это примерно 3 млрд долларов ежегодной прибыли. Кстати, не только она, но и Польша пострадает: ее территорию труба тоже обойдет. Поэтому Варшава вместе с Киевом всеми силами пытались убедить Западную Европу, что геополитика важнее бизнеса и что последовательность санкционного курса нужно соблюдать. В итоге президент Зеленский констатирует факт.
Владимир Зеленский: «Я вам скажу откровенно: это усиливает Россию и ослабляет Европу». Труба идет из России в Германию, главную страну ЕС, и будет обеспечивать Германию топливом практически безальтернативно. Зависимость Берлина от Москвы возрастает в разы. Манипулировать пресловутым вентилем Кремль сможет в любой удобный момент, и это, разумеется, понимает Ангела Меркель.
Но зато российский газ — это удобно и недорого. В ответ на стенания Украины немцы обещают отстоять ее интересы и гарантировать сохранение дохода. Но это мало кого утешает.
Трамп руководствуется чистым прагматизмом. Он хотел бы продавать Европе американский сжиженный газ, поставки которого, конечно, дороже российского. Трамп все последние месяцы доказывал, что в данном случае ЕС должен платить больше, зато чувствовать себя свободнее. ЕС предпочел платить меньше. «У России на внешнеполитическом направлении сплошь победы. О Крыме, конечно, все помнят. Помнит Германия, помнит и Дания. Но за два с половиной года с того момента, как «Газпром» подал заявку на прокладку участка трубы, воспоминания как-то притупились. Война войной, конечно. А реал политик — по расписанию», — отмечает журналист.
Ранее сообщалось, что «СИБУР» раскритиковал предложение Минфина ввести НДПИ на попутный газ. И вроде бы все логично, отмечают авторы телеграм-канала «Малюта Скуратов». Идея для нормальной экономики странная, полагают авторы канала. Минфин ищет способы компенсировать доходы, выпадающие из бюджета из-за введения налоговых льгот для «Роснефти» и «Газпром нефти». И один из вариантов — ввести НДПИ на попутный газ. Сейчас он НДПИ не облагается.
Попутный газ — одновременно побочный продукт добычи нефти и сырье для нефтехимии. Довольно долгое время попутный газ просто сжигался в факелах, затем была начата государственная программа по борьбе с сжиганием попутного газа (в результате выбросов СО2 наносился большой вред атмосфере), были введены крупные штрафы для нефтяных компаний. Основная часть ПНГ стала идти на переработку, главным образом — на заводы «СИБУРа».
Если будет введен НДПИ, то стоимость попутного газа как сырья для СИБУРа вырастет, полагают авторы канала. Это классический вариант перекрестного субсидирования, когда за льготы одной отрасли должна расплачиваться другая. Но если учесть, что в России давно уже выстроена экономика круговой поруки, а речь чаще идет не столько об интересах отраслей, сколько конкретных кланов, между которыми поделены эти отрасли, то все выглядит иначе.
Вам правда есть разница, заплатит ли Сечин за льготы Тимченко или Тимченко и Михельсон заплатят за льготы Сечина? Есть наверное. Но не существенная. Если добавить, что ранее одним из аргументов Сечина в пользу введения льгот для «Роснефти» было наличие льгот у проектов «Новатэка», принадлежащего как раз Тимченко и Михельсону.
А «Газпром нефть», возглавляемая Александром Дюковым, также находится в периметре влияния клана Тимченко, считаую авторы канала. Поэтому бессмысленно применять нормальную экономическую логику в условиях клановой экономики. В борьбе одного клана с другим в проигрыше все равно будет население. А свои свое всегда получат, от мечают авторы канала.