Бовт: «Теперь смогут подбрасывать еще и «репосты» о наркотиках»
Президент поручил внести в законодательство РФ изменения, устанавливающие уголовную ответственность за склонение к потреблению либо пропаганду наркотиков с использованием интернета.
Депутаты от «Справедливой России» внесли в ГД проект закона об уголовной ответственности за пропаганду наркотиков в сети и СМИ. наказание - лишение свободы до 7 лет. В формулировке, предложенной в ГД, предусматривающей уголовную ответственность за «создание терпимого или нейтрального отношения» к наркотикам или даже их частям, таится определенная опасность, считает политолог Георгий Бовт.
Она дает огромный простор для произвола силовиков для фабрикации дел не только за статьи, но и за репосты и «лайки». Похожее было с антиэкстремистским законом, который породил множество абсурдных дел. Эти перегибы заметил и президент, после чего закон смягчили. Однако людей по этим делам уже посадили, отмечает политолог.
А сейчас даже не нужно «заморачиваться с подбрасыванием» наркотиков, замечает Бовт. По его мнению, этот законопроект — «реванш» за дело Голунова. Он создает новые поводы для вторжения силовиком и надзорных ведомств в интернет. Сейчас в сети и так уже нет открытой рекламы наркотиков, пишет Бовт.
Зато создаются новые поводы для блокировки неугодных сайтов и интернет-изданий и уголовного преследования граждан «по выбору следователя, которому надо повышать раскрываемость уголовно наказуемой пропаганды по надуманным предлогам». «И если сейчас подбрасывают наркотики, то теперь смогут подбрасывать еще и «репосты» о наркотиках», — считает политолог.
«Пожалуй, здесь соглашусь с президентом», — комментирует известие политик Евгений Ройзман. Он отмечает, что ситуация с наркотиками в РФ очень серьёзная, вся торговля перешла в сеть, наркомания сильно помолодела и сейчас возраст вовлечения зачастую составляет 12-13 лет. Пользователи получают и рекламу наркотиков, и предложение запрещенных веществ и даже предложения участвовать в их распостранении.
Сейчас за пропаганду наркотиков предусмотрена административная ответственность. За пропаганду в сети предлагается ввести уголовку, «что разумно, т.к. использование сети делает пропаганду всепроникающей и более мощной (правда, сразу встанет серьёзнейший вопрос: Что считать пропагандой?)», — пишет Ройзман. Также предлагается дополнить ст. 230 УК ещё одной частью: «Склонение к потреблению с использованием сети интернет».
Политик отмечает, что все предлагаемое «понятно и разумно», таким образом будет создан новый механизм для борьбы с наркотиками и «при честном и вдумчивом подходе, используя мощь государства, можно справиться». При этом Ройзман замечает, что есть один подвох. «Мы свою страну знаем. Есть опасения, что закон этот будет применяться не для борьбы с наркотиками, а для решения политических и частных экономических задач, ужесточения цензуры в интернете и для ограничения свободы слова», - пишет он.
Автор тегерам-канала «Сталингулаг» Александр Горбунов также прокомментировал законопроект. «Что такое пропаганда наркотиков? Понимание, что если тебя по какой-то ерунде задержит полиция, есть риск быть заживо сваренным в кипятке в отделе? Полная беспомощность перед судебной системой, когда людей сажают по сфабрикованным делам? Безусловно. Но это не попадёт под новую статью, зато могут попасть тысячи молодых людей, у которых на странице в соцсетях найдут фото с листиком марихуаны или песню, которая покажется обленившемуся лейтенанту «подозрительной», ведь ему даже не нужно больше ничего подкидывать, достаточно просто найти вас в соцсетях и выполнить план. Уберизация репрессивной системы в действии».
Журналист Дмитрий Колезев считает, что законопроект о борьбе с пропагандой наркотиков ГД не примет. Он даже внесенным официально не считается, заявил председатель комитета ГД по законодательству Павел Крашенинников, так как не приложены соответствующие отзывы.
««Справедливая Россия» полезла поперек батьки в пекло. Внесла свой законопроект вместо ожидаемого правительственного. Кажется, эта партия в последнее время вообще пытается застолбить за собой статус главной охранительной и реакционной силы (сначала втопили за возвращение смертной казни, теперь вот)», — пишет Колезев.
По его словам, с одной стороны — это хорошо, и, вероятно, предложенный правительством проект закона будет более разумен. С другой строны все это напоминает классическую историю про злого и доброго полицейского.
«Сначала внести диковатый законопроект, потом — более мягкий. Многие вздохнут с облегчением, хотя вопрос должен стоять по-другому: в нынешних условиях вообще не стоит вводить уголовное наказание за «пропаганду наркотиков в интернете», как и любые другие репрессивные законы потенциально широкого применения», — считает журналист.