Москва
18 декабря ‘24
Среда

Ни денег, ни фильмов: как 2 млрд затерялись в российском кинематографе

50% картин с поддержкой Минкультуры почти никто не просмотрел.

А на них истратили около 2 млрд рублей за последние 5 лет. Некоторые фильмы вообще не вышли в прокат, сообщают «Ведомости». Почему картины с господдержкой почти никто не смотрел? И чья в этом вина? «2 млрд руб. просто затерялись где-то в российском кинематографе. Ни денег, ни фильмов почти никто не видел», — отмечает журналист Иван Корякин.

До зрителя не дошло более 50% фильмов, созданных с 2015 года — их просмотрели всего лишь 10 тысяч человек. Например, картину «Бесславные придурки» увидело 230 зрителей. Продюсеру фильма Александру Тютрюмову не удалось привести ни одного зрителя и на другой свой фильм под названием «Весури».

На это продюссер отвечает, что фильм даже еще не вышел в прокат. Тютрюмов получил на обе картины 56 млн рублей. Он заявил, что этого мало, чтобы попасть в прокат: «Если бы Минкульт давал достаточно денег, тогда можно было бы и в прокат пускать. А так прокатчики даже не разговаривают, а мы снимаем чисто авторское кино. И вот вздохи о том, что Минкульт дал денег, а фильм не прошел, хотя сценарий был утверждет. За такие деньги хорошо, что фильм сделали, а прокат-то как делать?»

Тютрюмов, вероятно, останется без господдержки, предполагает журналист. Он, как и многочисленные его коллеги, подходит под определение «киножулик» — так Мединский называет должников. Он заявил, что таким продюсерам не видать господдержки, пока они не возвратят истраченные средства.

Глава фонда «Кинопрайм» Антон Малышев отмечает, что бюджетные деньги — это очень важно. Но господдержка фактически составляет зачастую менее 50%, то есть половину денег продюсеры отыскивают самостоятельно.

Кино может не окупаться просто из-за того, что оно плохое, бездарное, отмечает журналист. Просматривая перечень российских премьер последних лет в это легко верится, пишет он. Поэтому Минкульт и ужесточил подход к господдержке.

«Можно снимать без господдержки, как Андрей Звягинцев или Алексей Красовский, и собирать миллионную аудиторию. А если Минкультуры будет спонсировать только успешные проекты, чиновники вообще оставят россиян без плохого кино. А критиков — еще и без работы», — отмечает журналист.

«Прочитала новость о том, что десятки фильмов, получивших почти 2 млрд государственных средств, не увидел никто (не говорите потом, что искусство создается ради зрителя)», — пишет Журналист Тина Канделаки в своем телеграм-канале. Она сообщает, что решила поинтересоваться мнением на эту тему у Нателлы Крапивиной — продюсера фильмов «Кислота» и «Трое» Анны Меликян, а также у Ирины Аркадьевой — продюсера одного из самых популярных сериалов Be happy.

Крапивина полагает, что Минкульту нужно быть избирательнее в отборе материала и принимать решения в пользу картин, имеющих очевидный потенциал, меньше ориентируясь на личные предпочтения. Также она добавила, что российский кинематограф находится в очень зачаточном состоянии. Наблюдается нехватка профессионалов, умеющих создавать увлекательные истории, имеющих хороший вкус и, главное, видение того, как создать мир, вовлекающий в себя множество людей.

Ирина полагает, что пока не появится прозрачных схем освоения бюджетов, ротация людей внутри этого механизма никак не изменит ситуацию. Можно принимать решение по фильмографии продюсеров и режиссеров, а если это молодое дарование, то всегда можно оценить студенческие работы, чтобы понять - талантлив человеке или нет. Также важна актуальность идеи, так как схема «состряпал на коленке, получил деньги, освоил бюджет и пошел дальше» не приводит к выпуску хорошего кино.

«Так мыслят успешные лица в индустрии кино. Добавлю только, что Минкульту стоило бы вовлекать людей, доказавших свою состоятельность в профессии, для получения их независимой экспертизы. Бюджет — это, конечно, зарплаты для тысяч людей, но сколько можно спускать деньги в трубу, не получая осязаемый результат?», — пишет Канделаки.

Полная версия