Москва
3 января ‘25
Пятница

«Разговоры о том, что без Путина не будет России — жалкое зрелище»

Эти «разговоры отом, что или Россия сохраняется ценой Путина, или без Путина небудет никакой России,— это жалкое зрелище»,— сказал писатель Дмитрий Быков вэфире «Эхо Москвы».

По мнению писателя, сейчас граждане просто не очень понимают, что можно предложить вместо этого, поскольку «на всех путях ватная стена». В пример Быков привел критику системы оценки педагогов. Если кто-то начинает ее критиковать, ему на это говорят: «Предложите свою». Человек предлагает, а ему на это выдвигают 20 контрдоводов, почему его предложение невозможно принять.

«А возможно только в их — в подлом и скучном варианте». По словам писателя, нужно или бороться с этой демагогией, или умышленно не воспринимать ее. «Они думают, что можно жить только подло и скучно — так, как предлагают они. Это потому, что они никак иначе не умеют», — считает Быков. Но нужно пробовать.

Писатель отмечает, что Россия и мир движутся талантом. А все, кто сегодня управляют, выступают, — эти нынешние лица России, прежде всего «ослепительно неталантливы», считает Быков. И это началось не при Путине, а еще в 90-е. Даже уже в 80-е наблюдалось почти повсеместное вырождение, полагает писатель.

Однако в 80-е годы вульгарность символизировала Пугачева, исполняющая песню на стихи Мандельштама, сейчас Пугачева, поющая Мандельштама стала олицетворением истинной культуры, отмечает писатель. Вот куда мы скатились, сетует он.

В чем причины этого? Возможно, СССР порождал своих противников-антисоветчиков высокого уровня. Так происходило потому, что и в самом СССР были профессионалы, была настоящая элита. Их противниками могли быть также люди профессиональные. Несомненно, диссиденты были талантливее госидеологов, они переигрывали их.

СССР постепенно вырождался, при этом он растерял своих талантов, методом отрицательной селекции на верх попадали все более бездарные управленцы, поэтому и диссиденты также мельчали.

Что может произойти с нынешней элитой РФ — вообще непонятно, считает писатель. Не понятно, из какой среды появятся «те, кто будет размышлять о прогрессе и мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе». Откуда появятся люди, которые будут строить альтернативу нынешнему режиму. Породить таких людей мог бы креативный класс.

Но, по мнению писателя, офисных работников сложно назвать креативным класом. «У них действительно нет второго дна, это люди, которые днем имитируют работу, а вечером имитируют веселье в баре». Непонятно, где сейчас можно отыскать источник оптимизма для России, считает писатель. Однако по отдельности все имеют какой-то свой источник радости, полагает он.

Полная версия