Люди как новые полезные ископаемые: о подготовке властей к падению нефтяных цен
Правительство повысило пенсионный возраст и НДС, когда бюджет и так профицитен.
Почему же так происходит? Ранее министр энергетики Новак сообщил, что нефть уже никогда не будет стоить 100 долларов за баррель, ее справедливая цена — не выше 50 долларов. Минфин уже скопил в резервах 124 млрд долларов, в следующие 3 года ведомство планирует прибавить туда еще 100 млрд.
Глава МЭР Максим Орешкин сказал, что от проблем в экономике спасет свободный курс рубля. Упала в цене нефть — вырос доллар, доходы казны в рублевом исчислении не уменьшились, отмечает экономист Максим Авербух. Девальвация спасет казну от всех проблем, отмечает экономист. «Минус только один: падение уровня жизни населения».
Минфин вернулся к жесткому «бюджетному правилу», согласно которому госбюджет является бездефицитным при стоимости нефти в 40 долларов за баррель, а все доходы, превышающие эту планку, направляются в ФНБ. По словам экономиста, это негативно сказывается на экономике, но зато бюджет устойчив. А этот фактор, а также регулярность выплат пенсий и зарплат бюджетникам, являются основой устойчивости власти. Об этом говорит опыт 90-х.
Власть копит огромные денежные запасы в валюте. Это логично, если планируется еще не раз проводить в стране девальвацию, отмечает экономист. При этом проводится политика слабого рубля, которая и позволяет бюджету быть профицитным. Также растет налоговое бремя, пишет Авербух.
При этом государство снижают соцрасходы. Это во первых пенсионная реформа, начавшаяся не в прошлом, а в 2013 году изъятием (чего уже не скрыть) накопительной части пенсии. Только этим в одном 2018 году казну пополнили на 1,5 трлн рублей, пишет экономист. Пенсионная реформа 2018 года также обеспечила казне немалую и все более возрастающую экономию — примерно в несколько сот млрд рублей ежегодно.
Казне от этого двойная выгода: пособие не выплачивают тем, кто теперь позже пойдет на пенсию, при этом власть продолжает взимать с них НДФЛ и соцвзносы. Пенсионная реформа стала вынужденным следствием изъятия властями накопительной части пенсии, поскольку с 2024 года пенсионерами начнут становиться первые возраста, в чьей пенсии значительная часть должна была формироваться из той накопительной части. Но так как этих денег к тому времени уже 10 лет как не будет, властям осталось только увеличить для этих людей (и всех остальных) возраст выхода на пенсию.
При этом власти снижают налоги для сырьевых отраслей. Ведь им скоро нанесут сильнейший удар, поскольку ожидается снижение спроса на углеводороды, поэтому они должна приготовиться к этому заранее, приготовив к этому и госказну. Для этого заранее переносят налоговое бремя на граждан и несырьевые сферы экономики, считает Авербух.
Однако, по словам экономиста, с несырьевого сектора много не получишь, и 72 млн сотрудников нуждаются в рабочих местах, большая часть которых не в сырьевом секторе. В итоге экономист приходит к заключению, что граждане РФ стали новыми полезными ископаемыми, новой нефтью. По замыслу властей, они и должны будут компенсировать снижение налогообложения сырьевых отраслей.
Правительство подготавливается к будущему существенному снижению доходов от экспорта нефти. Для этого оно увеличивает налоги, работает над улучшением контроля за их собираемостью, сокращает соцрасходы госбюджета, увеличивает денежные запасы. При этом идет демонтаж самой большой статьи этих соцрасходов — пенсионной системы, переносится тяжесть налогообложения с сырьевиков на несырьевую часть экономики и россиян, пишет Авербух.