Журналист Юлия Латынина в эфире «Эхо Москвы» среди прочего прокомментировала внесение ФБК в список иноагентов.
По ее словам, это «грандиозная спецоперация» разъясняется. Операция проходила так: сперва арестовали счет ФБК и лишили бухгалтерии, чтобы нельзя было отследить и вернуть перевод из-за рубежа, а затем нашли два перевода.
Один перевод — обычный bona fide, его сделал обычный человек Михаил Маслихов. Он перевел фонду 50 долларов. Он вовсе не подсадная утка, считает журналист.Но другое дело — это тот человек, который сделал 2-ой перевод, по имени Роберто Фабио Монда Карденас из Испании. Он сделал два перевода. Один на 29 000, затем другой — на 109 000 рублей.
«Медуза» нашла этого испанца. Он перевел средства от фирмы Moto Auto Monda SL, сфера деятельности которой — продажа авто. По указанному юрадресу этой фирмы нет, есть некий ЖК и там ничего не знают об этой кампании.
Отмечается, что в 2016 году этот человек получил лицензию охранника. Выходит, он работает охранником по этой лицензии. Также он — профессиональный боксер. «Медуза» обнаружила Роберто Монда на афише в декабре 2015 года, в афише говорилось о соревнованиях по кикбоксингу.
Он не знает русского, название организации, от которой он перевел 2 тысячи евро, не может назвать. Также он не помнит название издания, где прочитал сведения о ФБК. В РФ никогда не приезжал. Испанец сообщил, что в РФ он знает лишь нескольких девушек. По мнению Латыниной, это означает, что Монда знает некую «русскую полупроститутку, полуагентшу», а, возможно, с ней сожительствует.
Тот факт, что он сделал два перевода с перерывом две недели, он объяснил тем, что желал убедиться, что первый перевод фонд получил. Однако счета арестованы, поэтому непонятно, как он мог в этом удостовериться, отмечает журналист.
Испанец не ответил на вопросы, как платежка попала на РЕН ТВ, как он нашел банковские реквизиты на русском, на зная этого языка. Вывод из всего этого можно сделать простой и ясный. «Скорей всего, чувака просто использовала какая-то русская девица», — предполагает Латынина.
По ее словам, есть много желающих выслужиться перед Кремлем и которых он может использовать в своих целях. «Самое интересное в этой истории, сколько денег было выделено на всю эту операцию. Потому что я сильно подозреваю, что наверху-то выделили не 2 тысячи евро, а 2 миллиона, чтобы было не стыдно, а до Испании доехало 200 тысяч, до исполнительницы доехало тысяч 20, а Роберто передали, конечно, эти самые 2 тысячи», — считает журналист.
Также она объясняет, почему, по ее мнению, было именно два перевода. Когда простому охраннику передали приличную для него сумму для перевода, он перевел очень маленькую сумму — около 300 евро. «Когда ему говорят: «Ты сколько перевел?» — «Вот столько-то...». Ему сказали: «Парень ты с ума сошел. Неприлично. Мы тебе сколько дали? Переводи еще». Латынина предполагает, что было именно два перевода, поскольку хотели «скрыть вторую порцию денег».
Испанца, по ее мнению, «использовали втемную». На примере этой операции можно увидеть, что основной её целью было «не столько объявить Навального Агентом, сколько попилить на этом деньги и отличиться в глазах Начальства», — считает Латынина.
«Война, развязанная против политической оппозиции, — это самое важное из того, что влияет сейчас на экономику России», — отмечает экономист Константин Сонин. «Никакие реформы, никакие правительственные проекты не смогут компенсировать ущерб, который наносят эти репрессии экономическому развитию страны. Даже международные санкции, которых не должно быть, и контрсанкции, являющиеся чистой воды самострелом, не наносят в средне- и долгосрочной перспективе такого ущерба», — пишет Сонин.
Реформы могут добавить процентные пункты к темпам роста, а качественная реализация больших проектов — защитить (на время) от спада производства. «Но это не отменяет главного: устойчивый экономический рост невозможен без какого-то уровня политической конкуренции. Если граждане не могут свободно собираться в группы во «В контакте» или на городской площади, чтобы сказать: «Губернатор — вор», «Нужен новый президент», «Премьер-министра в отставку!» и т. п., — экономического развития не будет», — отмечает Сонин.
ФБК подал иск к Минюсту, пытаясь оспорить включение фонда в реестр иноагентов, сообщает «Интерфакс». Юристы фонда намерены истребовать документы на основании которых ведомство причислило фонд к иноагентам. В ФБК настаивают, что получали пожертвования исключительно от российских граждан, а испанскому дарителю, ухитрившемуся перечислить деньги на заблокированный счет, его перевод был возвращен.