Турция начала антитеррористическую операцию — бомбежку и обстрелы северной части Сирии, которую контролируют курды.
Они обстреливают территорию, которую планируют оккупировать — это 30–40 км приграничной территории. У курдов нет оружия, которое они могли бы противопоставить артиллерии и авиации, считает военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. У курдов нет систем ПВО, им остается лишь обороняться и изредка контратаковать, чтобы сдерживать турков, отмечает обозреватель.
Международное сообщество на турецкую операцию реагирует схожим образом — это всеобщее осуждение Анкары: операцию осуждают и ЕС, и Асад, и Москва. Правительство Асада считает операцию против курдов агрессией и будет помогать им, а заодно и расширить на курдский регион собственное влияние, считает обозреватель.
По его мнению, РФ курдам помогать не станет. Для Москвы пока важны не сами военные действия между турками и курдами, но состояние отношений между США и Турцией, считает Фельгенгауэр.
Если недовольство США в результате обернется серьезными антитурецкими санкциями, это приведет к значительному конфликту между Турцией и Западом, а это на руку Москве. Москва давно планирует «отжать Турцию от НАТО, США и Запада как можно дальше», пишет Фельгенгауэр. И эти надежды могут сбыться, отмечает он. Поэтому РФ будет лишь наблюдать за борьбой «тигров» в долине и ожидать политических дивидендов, считает обозреватель.
США пока раздумывают над возможными антитурецкими санкциями. Так, они могут ввести полный запрет на продажу Турции оружия, в то числе и запчастей и комплектов систем вооружения, а у Турции большинство этих систем — зарубежное. Могут быть введены и финансовые ограничения — по нефти, газу, переводу средств, предполагает обозреватель.
По его словам, хуже всех будут чувствовать себя курды. Они будут вынуждены отступить, считает он. «Но они будут наносить ответные удары по военным объектам, по полицейским, солдатам (в том числе и на территории Турции), а курдские протесты начнутся по всему миру, в том числе и в Москве», — полагает Фельгенгауэр.
Операция Турции против курдов дает Кремлю шанс увеличить влияние в регионе, но риски тоже велики, пишет Reuters. Вторжение турецких войск в подконтрольные курдам северо-западные районы Сирии — деликатная ситуация для России. С одной стороны, Москва официально на стороне режима Башара Асада и оказывает военную поддержку правительственным силам, которые пытаются вернуть все утраченные в ходе 8-летней войны территории.
С другой стороны, Кремль тесно взаимодействует с Ираном и Турцией по вопросу мирного урегулирования, желая показать, что Россия может не только ввязываться в вооруженные конфликты, но и успешно завершать их. Но если боевые действия затянутся, даже фактический уход США из региона не поможет России извлечь выгоду.