Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев ответил на несколько вопросов о кубанских курортах.
Лето уже закончилось — сколько отдыхающих Кубань уже приняла на данный момент? Сколько ожидается до конца года?
С начала года Краснодарский край посетили уже более 13,5 млн человек. Из них 10,5 млн туристов отдохнули на кубанских курортах летом, отметил глава региона.
Это говорит о том, что турпоток в край растет. Даже несмотря на то, что этим летом мы не принимали таких событий мирового уровня, как, например, чемпионат мира по футболу в прошлом году. Зато прошло множество других знаковых событий для края — открытие маршрута «Золотое кольцо Боспорского царства», «Кинотавр» и «Киношок», «Новая волна», популярные гастрономические фестивали, выставки и концерты.
Кондратьев отметил, что просматривается тенденция — туристы в регион едут не только на Черноморское побережье. Все большую популярность приобретают курорты Азовского моря, горный отдых в Апшеронском и Мостовском районах.
Есть все предпосылки к тому, что в этом году область примет туристов ничуть не меньшее, чем в 2018-м. Для этого власти региона старается поддерживать и развивать инфраструктуру, разрабатывать новые комплексные туры, составлять насыщенный событийный календарь.
«И, что крайне важно, мы расширяем географию авиаперелетов. К примеру, на форуме в Сочи с Астраханской областью мы подписали соглашение об увеличении числа прямых рейсов между регионами. Уверен, жители области с удовольствием будут отдыхать в нашем крае. Прямое авиасообщение с кубанскими курортами есть уже и из Владикавказа, Воронежа, Саранска, Брянска, Иваново и Калуги», — сказал губернатор.
Поток отдыхающих большой, однако курорты побережья все же конкурируют друг с другом за туристов. Чем, по вашему мнению, отличается отдых в разных точках нашего побережья?
Речь идет не о конкуренции, а скорее, о специализации, замечает губернатор. По его словам, у каждой территории есть своя «фишка», отличительная особенность. И тут важно эффективно использовать свои ресурсы, делать акцент на направления туризма, которые соответствуют особенностям курорта.
Например, Анапа и побережье Азовского моря — это традиционно семейные курорты, где в основном расположены детские оздоровительные лагеря. Тот, кто любит песчаные пляжи и теплое море, выберет такой отдых. Здесь множество вариантов развлечений для детей и родителей. Это привлекает определенную категорию туристов.
А любители эногастрономического туризма, дегустации и активного отдыха, скорее, выберут Новороссийск и Темрюкский район. Здесь живописные виноградники и винодельни, которые помимо производства вина организуют экскурсии по территории предприятий, винные туры. Что, кстати, в последнее время пользуется особой популярностью. Флагман в этом направлении — Абрау-Дюрсо. В последние годы у него появляется множество достойных последователей. Значит, дело живет, отметил глава региона.
Активный и семейный отдых могут предложить Лабинский, Апшеронский и Мостовский районы — горный и предгорный кластеры края.
Краснодарский край настолько богат на красивые места и по-своему уникален, что каждый турист найдет здесь отдых по душе, считает Кондратьев.
В крае растет число продуманных пакетных предложений — когда туристы не просто приезжают на море, а могут планировать свой отдых. Может ли такой вид отдыха занять значимую нишу на туристическом рынке?
«Я бы сказал, что уже занимает. Мир меняется, туристы становятся активнее, избирательнее, и обычным пляжем и купанием в море их уже не удивить.
Поэтому, мы стараемся предоставить отдыхающим разнообразный досуг. Например, в Красной Поляне некоторые объекты размещения гостям сразу предлагают туры со скидкой на посещение пиковых отметок гор», — ответил губернатор.
Событийный туризм, гастротуризм — тоже становятся точками притяжения. В прошлом году в области создали событийную дирекцию, которая теперь формирует календарь мероприятий. Он публикуется в открытом доступе и пополняется буквально каждую неделю.
«Так мы стараемся удержать своих туристов. Чтобы посещение нашего края было не разовым, а появилось желание вернуться вновь, открыть для себя новые интересные места для отдыха, посетить мероприятия, на которые, возможно, не успел попасть ранее».
А как в области развивается агротуризм? Почему сельхозкомпании решают заниматься еще и этим направлением? Помимо агро- и энотуризма предприятия края часто употребляют слово «экотуризм». Что именно под этим понимают на Кубани?
Краснодарский край — прежде всего, аграрный регион, отмечает губернатор. И, конечно, аграрный туризм в области имеет большие перспективы. Люди всегда отдают предпочтение натуральным и экологически чистым продуктам. И сегодня жители мегаполисов все больше тянутся к природе.
Есть туры, которые полностью погружают в деревенский быт. Человек получает представление о культурно-этнографических особенностях места, где он путешествует, знакомится с природными богатствами края. Сюда можно отнести не только посещение, например, Кавказского биосферного заповедника, но и рыбалку, прогулку на лошади, сбор фруктов в саду.
Сегодня в Краснодарском крае уже работает более 100 объектов агротуризма. За последние три года их количество выросло в 2,5 раза, а число туристов, посетивших эти объекты, более чем на треть. Пожалуй, именно в этой сфере туризма появляется больше всего прорывов, замечает Кондратьев.
Значимый вопрос — инфраструктура курортов. Отдыхающих все больше и для небольших курортов — например, Геленджик — это становится проблемой, так как нагрузка на инфраструктуру курорта значительно возрастает. Смогут ли курорты Краснодарского края принимать еще больше туристов без ущерба для качества этого отдыха, и что для этого необходимо сделать?
Это очень важный вопрос, считает губернатор. «В последнее время мы все чаще говорим о развитии наших курортов с точки зрения улучшения экологии, потому что это напрямую влияет на качество жизни. Уже сегодня мы видим, какие проблемы могут возникнуть в среднесрочной и долгосрочной перспективе. И стараемся развивать инфраструктуру, чтобы она справлялась с дальнейшим ростом туристического потока, держим руку на пульсе.
В целом все вопросы устойчивого развития затрагиваются в Стратегии-2030 года. И мы обязательно будем уделять им внимание», — отметил он. Например, на благоустройство Геленджика в рамках нацпроекта было выделено более 27 млн рублей. На курорте создаются новые общественные пространства, реконструируется набережная.
Распределение турпотоков и создание новых точек притяжения также частично помогает разгрузить инфраструктуру уже популярных курортов. Так, активный отдых оттягивает часть туристов с побережья в горные и предгорные территории, аграрный — в степную зону.
Создание качественной туристической инфраструктуры на Азовском побережье, которое сейчас загружено сравнительно слабо, также может привлечь новых отдыхающих и разгрузить другие курортов.
Размер курортного сбора в регионе уже составил около 200 млн руб. Много это или мало? Какие конкретно задачи это позволит решить в городах-курортах в ближайшей перспективе?
Из-за чемпионата мира по футболу в крае перенесли начало эксперимента. При этом была установлена минимальная сумма налога. Поэтому полученные 200 млн рублей в масштабах края — это небольшая сумма.
Но важно, что каждый рубль пойдет на благоустройство муниципалитетов, которые принимают туристов. Средства курортного сбора пойдут на территории, в которых этот сбор был оплачен. Очень важно, что решение, куда именно пойдут деньги, принимают непосредственно местные жители.
Также губернатор заметил, что пока курортный сбор существует в режиме эксперимента. В каком размере, и на какой территории он будет собираться в будущем — вопрос пока открытый.
Краснодарский край вошел в проект «Гастрономическая карта России». Почему было решено принять в нем участие, и какую пользу это принесет региону?
В Краснодарском крае соединились, как минимум, три всемирно признанные кухни — казачья, кавказская и средиземноморская. И это, несомненно, привлекает туристов.
Поэтому гастрономический туризм, который сегодня так популярен во всем мире, получил свое развитие и в Краснодарском крае.
Уже создан путеводитель «Гастрономическая карта Краснодарского края». В него вошли 24 объекта эногастрономического туризма. Для отдыхающих — это своего рода навигатор по местам, где представлены блюда региональной кухни, а также фермерские хозяйства и магазины. «Уверен, попробовав на отдыхе настоящие кубанские вина, сыры, чай, наши гости по достоинству их оценят и после этого будут искать их на прилавках магазинов», — сказал Кондратьев.
На Российском инвестфоруме в 2019 году край активно продвигал проект «Золотое кольцо Боспорского царства». Каких вложений (не только финансовых) потребует от региона его реализация, и что Кубань в итоге получит?
Маршрут Боспорского царства — это совершенно новый тур и серьезный магнит для привлечения туристов со всей страны и зарубежья. На Кубани его реализуют вместе с Ростуризмом, Русским географическим обществом, а также Республикой Крым, городом Севастополем, Ростовской областью. Это хороший пример межрегиональной кооперации в сфере туризма.
Серьезных расходов проект не потребует. Все туристические объекты, которые вошли в «Золотое кольцо Боспорского царства» — это действующие музеи, парки развлечений, достопримечательности. В тур включена дегустация вина и сыров, производимых в крае.
Растет ли поток туристов в межсезонье? Насколько большой потенциал существует в этом направлении в крае, и чего не хватает, чтобы в разы увеличить количество отдыхающих в холодные месяцы?
По словам губернатора, рост наблюдается. За последние два года число туристов в месяцы «низкого сезона» выросло на 30%. Потенциал у этого направления велик. Ведь Краснодарский край — это не только пляжи и море, но еще и горы, здравницы и санатории.
Лечебно-оздоровительный туризм играет здесь особую роль. Укреплять здоровье в кубанских здравницах вне сезона не только полезно, но и очень выгодно. В этот период можно получить лечение с хорошей скидкой. Наши санатории предлагают более 500 различных лечебных и оздоровительных программ.
То же самое могу сказать и про горноклиматический туризм. Горы привлекают туристов не только снежной зимой. Осенью и весной отдыхающие могут проехать по тропам на горном велосипеде, подняться на высоту более двух тысяч метров, чтобы насладиться видами.
Кроме того круглый год актуален активный, эногастрономический, событийный, деловой и культурно-познавательный.
Нередко высказывается мнение, что в Краснодарском крае соотношение «цена-качество» якобы ниже, чем в Турции, или в других странах. Тем не менее, поток туристов растет. Как в реальности обстоят дела, и что еще нужно сделать для повышения качества отдыха на черноморском побережье?
По словам главы региона, самую объективную оценку состоянию санаторно-курортного и туристского комплекса края дают нам сами отдыхающие. Видимо, не просто так они приезжают на наши курорты со всей страны, ближнего и дальнего зарубежья. Если углубиться в цифры и статистику, то треть туристов посещают курорты Кубани часто, а 15% — постоянно.
Край располагает самой развитой сетью гостиниц и отелей в России — классификацию прошли более 4 тысяч объектов. Для сравнения: лидер по турпотоку в стране — Москва, которую в среднем посещают 20 млн туристов в год, располагает меньшей сетью классифицированных средств размещения — их там чуть более тысячи.
Да, в Турцию туристы привыкли ехать за популярным отдыхом по системе «все включено». Но, по сути, там такие же пляжи, гостиницы и побережье. Просто с другой системой оценки. И наши курорты могут составить им вполне достойную конкуренцию, если перейдут на такой же формат.
Поэтому два года назад мы решили развивать это направление. Существуют методические рекомендации предоставления услуг по системе «все включено» и «ультра все включено».
Как государство сегодня помогает предприятиям туристического кластера? На какие цели выдаются деньги, и каким должен быть эффект?
Поддержку получают предприятия туристического кластера, и особенно инвесторы, готовые зайти в эту отрасль. Это, например, временное освобождение от уплаты налога на имущество организаций на время окупаемости инвестпроекта. Также инвесторы могут претендовать на аренду земельных участков без проведения торгов и другие преференции.
Еще одна форма поддержки — сопровождение инвестпроектов.
В целом, развитие курортной отрасли всегда было и будет одним из приоритетных направлений экономики региона, отметил губернатор. «Поэтому мы готовы совершенствоваться, делать курорты популярными и круглогодичными, внедрять новые туры и предложения, плотнее работать с инвесторами и доводить уровень сервиса и услуг до международных стандартов. У нас красивейший колоритный край, и мы хотим, чтобы его оценили как можно больше туристов», — сказал в заключении Кондратьев.