По всей России прошли обыски в отделениях ФБК и «Голоса» — расследовательской структуры оппозиционера Алексея Навального и организации, наблюдающей за выборами.
Прошли обыски офисов и квартир руководителей штабов и их допросы. Все это представляется акцией устрашения, пишет журналист Пилип Олев. Пока никого не задержали, а, возможно, и не собирались этого делать, отмечает он. Местами обыски проводят без судебной санкции, как не терпящие отлагательства.
По мнению журналиста, власть сама раздувает проблему, которая может увеличиться до непредсказуемых размеров, если силовики продолжать действовать топорно, прикрываясь законом, а иногда и вовсе им пренебрегая. И дело здесь не в оппозиционных лидерах, а в том, что действовать начинают против населения, считает Олев.
По его мнению, основная цель силовиков в том, чтобы закрыть возможность журналистам деанонимизировать омоновцев т росгвардейцев. Но это является единственным способом прекратить их незаконные действия. Лица закрыты масками, нагрудные знаки отсутствуют, а девушек по животу бьют.
Журналист Дмитрий Козенко поделился мнением о том, какие цели преследует власть, проводя массовые обыски в штабах ФБК. Возможно, это ответка за развалившееся дело о массовых беспорядках. Или месть за успех «умного голосования» в Москве. Кажется, что кто-то из силовиков хочет «большого процесса», пишет Козенко.
Обыски по всей РФ проводились в рамках дела об отмывании денег ФБК. Это дело начали раскручивать в начале августа на фоне массовых митингов в столице. Сначала следователи заявили об 1 млрд «отмытых» рублей. Потом эту сумму уменьшили более чем в 10 раз — до 75 млн. Потом все утихло, но началось опять, уже после выборов.
Попадет ли дело в суд еще не ясно. Доказательств следователи пока не предъявили. Но российские суды в политических делах обходятся без доказательств, замечает Козенков. По его мнению, главная цель новой волны репрессий — запугать, причем не только активных общественников, а поголовно всех.
Журналист Александр Плющев о нынешних обысках написал, что в июле-августе люди продемонстрировали, что не боятся репрессий и давления. Сейчас система этим беспределом с обысками в штабах Навального намерена показать, что тоже не испугается рисков — ни медийных, ни репутационных, ни политических. «Получается кто кого», — отмечает Плющев.
Козенко считает, что власть начала понимать, что так и не получила любви народа. Радость после Крыма давно забылась, а больше ничего власти предложить не могут. Осталось лишь запугивать, замечает журналист. Однако и это уже не выходит, поскольку бояться перестают, полагает он.
Страна движется в сторону советсткой геронтократии. Молодым россиянам очень неуютно в этом стоячем болоте. Тактически власть пока в силах побеждать, но ее основное оружие — страх, теряет силу, считает журналист.
Сам Алексей Навальный так прокомментировал серию обысков в своих штабах:««Отмывание» всегда идёт вместе с каким-то другим делом. Можно ведь отмывать преступные деньги. А мы уже два месяца не можем добиться ответа на вопрос: так на каком преступлении ФБК заработал деньги, которые отмывал?
Ответа так и нет. Кремль просто велел Следственному комитету объявить «преступными деньгами» все ваши пожертвования ФБК за всё время. Откуда такая истерика? Два слова: «Умное голосование»».