По данным Росстата, сейчас в РФ 20,9 млн людей живет за чертой бедности— почти каждый 7-й.
Вскоре нищих может стать еще больше, поскольку «порог бедности» подрастет до 11 185 рублей. Самая распространенная з/п в РФ сейчас — 23,5 тысячи рублей — сумма прямо сказать небольшая. И если бы не 1,5 трлн рублей потребкредитов, выданных за последний год, экономика ушла бы в рецессию, отмечает экономист Дмитрий Прокофьев. Но что произойдет, если россияне не смогут эти займы возвращать?
С 2014 года доходы граждан РФ понизились на 10% и восстановление их не предвидится. Понижение уровня потребления подтверждается снова и снова: граждане меньше покупают медикаменты, все меньше покупают новые авто и так далее.
До 2014 года расходы обогащавшихся россиян восполняли даже снижение инвестиций. Кажется, что власти страны сейчас должны заняться радикальным увеличением доходов граждан. Но они этого не делают (и не собираются делать), так как на это есть причины, пишет Прокофьев.
По его мнению, с точки зрения властей, положение дел в экономике РФ никогда не было так хорошо, как теперь. Сейчас средства есть и у крупного бизнеса, и у государства. Это доходы россиян все падают, а доходы корпораций заметно выросли. Так, за январь—май 2018 года доналоговая прибыль корпораций повысилась на 36,5%.
Эти средства могли бы направить на инвестиции, но этого не происходит. По результатам 2 квартала объем инвестиций в основной капитал снизился на 1,3–1,8%. Согласно опросу ВШЭ, у 8% предприятий производственной сферы нет долгосрочных планов по капитальным вложениям в собственное развитие.
Снижение инвестиций связано с тем, что промышленность РФ является набором мелких и крупных монополий, связанных с государством, полагает экономист. Даже большой бизнес в РФ — это «промысел», успех которого связан не с активами или технологическим превосходством, а с качествами владельца — его смекалкой, знаниями, родственными связями.
После пенсионной реформы, увеличения НДС и увеличения доходов казны к концу июня на счетах Минфина накопилось 1,6 трлн рублей излишков и около 10 трлн свободных остатков (включая резервы ФНБ). Эти деньги могли бы быть обращены на пользу населению, но пока их планируют направлять лишь на финансирование предприятий с госучастием.
Доходы властей и тех, кто рядом с ними, повышаются; доходы всех остальных будут снижаться — иного вывода из указанных цифр сделать нельзя, считает Прокофьев. По его мнению, то, что творится с экономикой страны является сознательным решением ее руководства, которое решило построить «двухконтурную» конструкцию: в одной наименьшая часть общества собирает все доходы с ресурсной ренты, другая, большая часть, предоставляется самой себе. При этом часть средств с первого контура попадет во второй, что представляется неизбежными издержками.
В данной конструкции низкие доходы россиян — непременное условие ее работы, считает экономист. Объяснение при этом он приводит следующее: решая вопрос инвестиций, собственник рассматривает соотношение прибыли и риска. Там, где зарплаты сотрудников высокие, прибыль будет меньше, но все государства с высокими показателями доходов граждан — это страны с низкими рисками для предпринимательской деятельности. Прибыль меньше, но надежно.
Если же зарплаты малы, то рисками можно частично пренебречь, что и делают инвесторы в отечественную экономику. Если зарплаты а России станут больше, инвестировать станет выгоднее в других странах.
В 2000-е выручка от реализации нефти достигала 250–260 млрд долларов в год при продаже 250–260 млн тонн. Сейчас объем экспорта тот же, а долларовая выручка понизилась в два раза. Сохранить прибыль при понижении выручки можно лишь путем снижения издержек. Вот власть их и снижает — доллар в России стоит не 30, а 60 рублей, зарплаты и доходы не увеличиваются, а если потребуется - очередная девальвация снизит их еще больше, считает Прокофьев.
Получается, что низкие доходы россиян руководство страны вовсе не беспокоят, отмечает экономист. По его мнению, власти уверены, что если население сегодня покупает то, что требуется, по имеющимся ценам, то средства люди как-то находят: подработка, огород, кредиты и так далее.
Мотивации к реальному росту благосостояния россиян руководство страны не имеет, считает экономист. Ведь рост доходов заставил бы власть увеличивать зарплату своим наемникам, что совершенно не в интересах госпредприятий.